Ван Сянчжай и история Ицюань (Даченцюань)

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Ван Сянчжай (1885 - 1963 г.г.)


Ван Сянчжай родился 29 октября 1885 г. В уезде Шэньсянь провинции Хэбэй. Совсем юным мальчиком он начал изучать Син-Ицюань (школа Формы и Сознания) у знаменитого мастера Го Юньшэня. У Учителя Го было много учеников, но считается, что только Вану старый мастер передал все свои знания, в том числе секреты «столбовой работы» - Чжан Чжуан, которые впоследствии стали характерной особенностью Ицюань.
После смерти Учителя, Ван Сянчжай в течении 6 лет усердно практиковал методы, переданные ему наставником.

Школа Го Юньшэня, юный Ван во втором ряду, крайний слева


В 1907 году Ван вступает в армию. Сначала он был рядовым солдатом, но когда один из офицеров узнал, что Ван владеет уникальным стилем боя, то был назначен инструктором боевых искусств.
В качестве инструктора, Вану приходилось участвовать в учебных боях с представителями других школ боевых искусств. Одна из первых побед прославившая Ван Сянчжая как хорошего мастера, стала победа в 1913 году над инструктором президентской гвардии по рукопашному бою, Ли Жуйдуном, который был хорошим мастером ударов ногами, а также владел стилями Тайцзицюань и Багуа, в последствии основал свой стиль Ли Тайцзицюань.
В 1913 Ван был назначен главой Отдела Рукопашного Боя Сухопутных Войск. На должности  инструкторов  он взял известных в то время мастеров Ушу: Сунь Лутан ( Мастер стиля Син-И, Багуа, создатель стиля Сунь Тайцзицюань); Шан Юньсян ( основатель стиля Шан Син-И); Лю Вэньхуа ( Мастер Син-И)
В 1915 году Ван победил Чжоу Цзыяна, мастера стиля Богомола ( Танланцюань).
В 1918 году Отдел Рукопашного Боя был закрыт, а его состав распущен. Ван отправился в путешествие по Китаю, в поисках мастеров ушу. Одним из первых мест, которое он посетил, стал монастырь Шаолинь в Хэнани. В течении нескольких месяцев Ван изучал систему «Школа Сердца и Сознания» ( Синь И) под руководством монаха Хэнлиня. Монах Хэн Линь (1865 - 1923) был

инструктором по ушу в храме Шаолинь и возглавлял отряд обороны храма против военного вмешательства. 
В провинции Фуцзянь он встретился с мастерами стиля «Белый журавль» (Байхэцюань) – Фан Цячжаном и Цзинь Шаофэном. В Сиане он встретился с Лю Пэйсянем, мастером скоростных ударов ногами. Он также изучал стиль Багуа у мастера Лю Фэнчуня и встречался с мастерами тайцзицюань Ян Шаохоу и Ян Ченфу.
Примерно в 1925 году  в Пекине, Ван преподает Син-Ицюань и начинает  замечать, что его ученики уделяют слишком много значения внешней форме, красоте поз и движений, при этом слишком мало уделяют внимания открытию и совершенствованию внутреннего мастерства. Тогда тренировки под руководством Вана начали изменяться, он убрал из тренировочного процесса таолу (формальные упражнения) и стал все больше использовать упражнения и методы, характерные для современной системы Ицюань. С этого момента он начал называть свою  систему тренировок Ицюань – Школа Сознания, убрав из названия элемент «Син» - форма. Так было положено начало школы.
Ван начал активно преподавать не только Пекине, но и Тяньцзине. В Пекине одним из первых учеников стал Ци Чжиду, в Тяньцзине присоединились:  Чжао Эньцин, Ма Цичан, Мяо Чуньюй, Гу Сяочи, Дэн Чжису, Чжан Цзунхуэй, Чжан Эньтун, Чжао Цзояо, Цю Чжихэ и др.

В 1928 году Ван и мастер Син-Ицюань Чжан Чжанькуй со своим учеником Чжао Эньцином отправляются на 3-и Всекитайские соревнования по Ушу в Ханчжоу. Ван был задействован в судействе по свободному спаррингу, а также демонстрировал методы подготовки Ицюань. А его ученик Чжао Эньцин становится победителем в свободном спарринге, в одном из боев победив норвежского боксера Андерсена. После этих событий, Ванна приглашают в Шанхай, где он основал общество Ицюань.
После поединка Вана с чемпионом мира по боксу, венгром Инге, об Ицюань стали говорить в кругах боевых искусств. В этот момент учениками Ванна становятся известные мастера ушу: Ю Пэнси ( создатель стиля «Кунцзинь»), Бу Эньфу ( Чемпион Китая по рукопашному бою и борьбе), Чжан Чансинь ( Победитель соревнований по свободному бою в Шанхае), Хань Синцяо и  Хань Синюань, Гао Чжаэньдун и многие другие. Хань Синцяо, Чжао Эньцин, Чжан Чаньсинь и Гао Чжэньдун прославились в Шанхае как «Четыре Алмазных Война».
Ван написал первую книгу о своей системе: «Истинный Путь Ицюань» в 1928 году. Методы преподавания Вана в этот период уже значительно отличались от того, чем занимались в школах Син-и того времени.
В 1935 году Ван отправился в родной уезд, где вместе с Хань Синцяо, Чжан Чансинем, Бу Эньфу и Чжан Эньтуном сосредоточились на тренировках и изучении теории боевого искусства. Именно в этот период было разработано большинство тренировочных методов, которые сегодня есть в современном Ицюань.
В 1937 году, Ван приехал в Пекин, где преподавал Ицюань и работал над теорией системы. В это время в Пекине большим уважением в кругах ушу пользовался Хун Ляншунь – мастер Син-ицюань и Таньтуй. Когда он услышал о необычных способностях Вана, он пришел к нему, чтобы сразиться. После поражения, он стал учеником Вана, а также передал ему на обучение своих учеников, среди которых был и будующий преемник Вана – Яо Цзунсюнь.
В 1939 году Ван дает интервью в газете Шибао, в котором он приглашал всех мастеров боевых искусств обменяться опытом. Прибывшие, должны были сразиться с учениками Вана и только после победы над одним из учеников, победивший мастер мог сразиться с Ваном, однако никому это не удалось. Для поединков Ван Сянчжай назначил четверых учеников – Хань Синцяо, Хун Ляньшунь, Чжоу Цзыян и Яо Цзунсюнь.
В 1940 году в Токио прошел фестиваль боевых искусств, на которой была приглашена и китайская делегация. Глава делегации просил Ван Сянчжая поехать с ним, так как считал его лучшим мастером того времени, но Ван отказался. Во время фестиваля, китайская делегация много рассказывала о нем японцам и вскоре мастера из Японии стали приезжать в Пекин, чтобы встретиться с Ван Сянчжаем. Никому из японцев не удалось победить Вана, однако, не смотря на просьбы, мастер отказывался учить. В итоге только один японец заслужил доверие мастера. В течении месяца японец уговаривал мастера взять его в ученики, и только после того, как он написал прошение кровью, старый мастер взял его в ученики. Это был Саваи Кенъичи, который позже в Японии создал стиль Тайкикен.

В 1941 году Ван Сянчжай присваивает шести лучшим ученикам почетные имена, выражая тем самым свое уважение их способностям.
Чжао Эньцин получил имя Даосинь; Хань Синцяо – Даокуань; Бу Эньфу – Даокуй; Чжан Эньтуй – Даодэ; Чжао Фэнъяо – Даохун; Яо Цзунсюнь – Цзисян.

Как говорят, Яо Цзунсюнь был самым молодым из них, но отличался необычными способностями. Имя Цзисян, который мастер дал Яо Цзунсюнь означало, что он является последователем Ван Сянчжая (Цзи – продолжать, Сян – элемент имени Сянчжая). Ван также подарил Яо веер, на котором был начертан стих, говорящий, что Яо является его главным преемником.
Яо Цзунсюнь выиграл множество схваток, выступая заместителем Ван Сянчжая.
В эти годы, Ицюань уже был системой, полностью отличающейся от Синъицюань. Ученики Вана дали стилю название Даченцюань – Кулак Великого Достижения, хотя сам мастер изначально был против такого названия. Однако имя прижилось, и теперь некоторые ученики до сих пор используют название Даченцюань. Большинство же учеников вернулись к первоначальному названию  - Ицюань.
В эти годы Ван Сянчжай написал второй трактат «Центральный стержень кулачного пути», этот труд также называют «Теория Даченцюань». В данной работе Ван уже полностью отказался от многих традиционных идей, а методы тренировки были построены на других концепциях. Причиной этого было осознание Ваном того факта, что его новые методы позволяли достичь таких же, а иногда и даже лучших результатов более простым способом за более короткое время, чем традиционные методы тренировки.
В это время Ван Сянчжай обучал только приближенных учеников, а основная масса интересующихся занималась под руководством Яо Цзунсюня. Ван Сянчжай все больше стал уделять внимание оздоровительному аспекту Ицюань и лично вел «группу здоровья», которая собиралась в «Храме предков» (сегодня «Дворец культуры трудящихся»). В 1947 году группа насчитывала около 100 человек. Люди избавлялись от болезней, которые не вылечивались другими способами.
В 1950 году Ван Сянчжай стал заместителем начальника отдела ушу Всекитайской Комиссии по Физической культуре, но вскоре он оставил эту должность. В последующие годы он преподавал Ицюань только как оздоровительную систему. Методы столбового стояния были введены во многих больницах Китая, после того, как Юй Юннянь представил властям работу об оздоровительной ценности упражнений Чжан Чжуан.
В 1958 году Ван Сянчжая пригласили на работу в Пекинский институт китайской медицины, а через три года, в 1961 году он переехал в провинцию Хэбэй, где продолжил работу в больнице традиционной китайской медицины.
Занятия оздоровительной группы в Пекине проводил Яо Цзунсюнь, а некоторых избранных учеников он обучал боевой версии Ицюань у себя дома.
В 1962 году Ван Сянчжай принял участие в конференции по Цигун, где провел демонстрацию, которая вызвала большой интерес.
12 июля 1963 года мастер скончался в Тяньцзине.
После смерти Ван Сянчжая, оздоровительное направление Ицюань развивалось свободно, а боевая версия ушу долгое время была под запретом властей, и боевой версией занимались в тайне, в узких кругах.
Особенно трудным был период революции (1966 – 1976 г.г.), когда Яо Цзунсюнь был сослан с семьей в деревню. Однако и в это время он тренировал приближенных учеников. В конце 70-х Яо вернулся в Пекин и начал активно пропагандировать Ицюань. В 1984 году было создано Пекинское общество по исследованию Ицюань, во главе с Яо Цзунсюнем.
В наше время Ицюань стал популярен не только в Китае, но и за его пределами. Наиболее известными мастерами стиля в Китае на сегодняшний день являются сыновья Яо Цзунсюня, близнецы Яо Ченгуан и Яо Ченчжун, а также один из лучших учеников мастера Яо – Цуй Жуйбинь.

Яо Ченгуан – Президент сообщества Ицюань, Яо Ченчжун – зам. Президента и вице-секретарь сообщества Ицюань, Цуй Жуйбинь (вице-президент сообщества Ицюань) и ряд других мастеров.
В 2010 году Ицюань вошел в Культурное наследие Пекина.
Сегодня Ицюань развивается в двух направлениях. Есть сторонники только оздоровительной версии, а есть те, кто преподает полную версию стиля. Большими мастерами оздоровительного направления Ицюань являются Ван Юйфан (дочь Ван Сянчжая), Юй Юннянь, Сунь Чанъю и др.


Группы Ицюань есть во многих странах, в частности в Японии, Малайзии, Австралии, США, Аргентине, Великобритании, Франции, Швеции, Финляндии, Италии, Польше, Чехии, Венгрии, Украине и России.

 

 


 

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека