Интервью с Цуй Жуйбинем. Воспоминания о Яо Цзунсюне

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Перевод Бражникова А.В.

11 января 1985 года ушел из жизни один из ведущих Мастеров Ицюань Яо Цзунсюнь. Прошло 20 лет после ухода Мастера и сегодня Ицюань процветает, привлекая поклонников боевых искусств, как в стране, так и за ее пределами, своими уникальными методами и содержанием.
Я побеседовал с одним из старших учеников Мастера Яо – Цуй Жуйбинем в Пекинском Международном Учебном Центре Ицюань, расположенным в деревне Таолинь, в пригороде Пекина.

Я попросил Учителя Цуй поделиться своим опытом обучения у Мастера Яо и обсудить достижения Мастера Яо в Ушу. Как только я упомянул Мастера Яо, Цуй, которому уже более 50 лет не мог сдержать эмоций, вспоминая прошлое. Его любовь и ностальгия по Мастеру Яо чувствовались в каждом слове.


Репортер: Когда вы начали обучение Ицюань с мастером Яо?

Цуй Жуйбинь: Впервые я познакомился с Ицюань в 1968 году, но сначала я учился не у Мастера Яо. Я обучался у Ли Чжиляна (старший брат Ли Юнцзуна), с которым познакомился через моего одногруппника, когда я учился в техникуме. Они обучались у Ван Сянчжая и после остались с Яо. Я обучался у Ли на протяжении 4 лет.

Репортер: Что вы практиковали с Мастером Ли?

Цуй Жуйбинь: С Мастером Ли мы изучили много вещей, в том числе 5 кулаков СИн-И (Пи, Бэн, Цзуань, Пао и Хэн). Это было до 1972 года. В 1972 году я отправился в Далянь для обучения. Обычно я практиковал Чжан Чжуан, но эти методы столба имели отличия, когда я стал тренироваться под руководством Мастера Яо. Через некоторое время я вернулся в Пекин из Далянь. Мой одноклассник Чжан Сянхэн позвонил мне и сказал, что нашел хорошего учителя для нас. И вот Чжан Сянхэн, Чжан Хунчен ( один из учеников М-ра Яо с 60-х годов) и я, поехали на велосипедах в район Чанпин, чтобы увидеть Мастера Яо. Увидев Мастера Яо я был в шоке – он был гладко  выбритый и напоминал мне мастера моей мечты! Я хотел пройти через традиционный ритуал Байши, но Мастер Яо сказал: "Не нужно льстить, трех поклонов вполне хватит" . Мастер Яо жил в Цуйцунь, потому что был выслан из города и был под наблюдением.

Мастер Ли Юнцзун

Репортер: После того как вы стали учеником Мастера Яо, что Вы сказали Мастеру Ли?

Цуй Жуйбинь: Мастер Ли был очень недоволен тем, что я начал учиться у Мастера Яо. Но позже выяснилось, что Мастер Яо написал письмо Мастеру Ли, в котором сообщил, что он официально принял меня как своего ученика, так что нет никакого смысла нервничать. Каждый год после этого я приезжал к Мастеру Ли на Новый год, его жена Хун Пиньчжэнь была дочерью Хун Ляньшуня ( Пекинского Мастера Син-И и Таньтуй, который позже стал учеником Ван Сянчжая), я называл ее Шигу
Репортер: Как долго вы учились у Мастера Яо?


Цуй Жуйбинь: Я начал обучаться у него в 1972 году, когда он был выслан в деревню и обучался у него вплоть до его кончины в 1985 году. За эти 13 лет я прошел через 4 стадии. На первом этапе я обучался у Мастера Яо в деревне тайно от всех, в ходе второго этапа, Мастер Яо вернулся в город и открыл группы, в третьих, занятия в Пекине стали общественными и четвертая фаза, Мастер Яо провел интенсивную подготовку при поддержке научно-исследовательского института физического воспитания.

Репортер: Каково это было, практиковать в деревне?


Цуй Жуйбинь: После нашей первой встречи с Мастером Яо он сказал мне, что теперь я должен приходить самостоятельно. В то время я жил в районе Фэнтай, а до района Чанпин нужно было ехать около 4 часов на велосипеде, 70 км в оба конца. Раз в месяц я оставался в доме Мастера на три дня. Потом я почувствовал, что езда на велосипеде на такое большое расстояние было утомительныv для меня, поэтому я стал ездить на автобусе. Каждый раз, чтобы добраться к Мастеру Яо, я должен был в 5 утра ехать из Фэнтай до Дашэньмэнь, а потом ждать там автобус до Чанпин, а автобусы тогда ходили каждые два часа. Затем, когда я добирался до Чанпин я пересаживался в другой автобус и ехал до Цуйцунь. Поездки туда и обратно были хлопотными.

Репортер: Практика в этих условиях должно быть были очень тяжелыми?

Цуй Жуйбинь: Да, это так.  Окружающая среда в те дни была неблагоприятная. Мастер Яо всегда говорил нам: «Если кто то спросит, зачем вы приехали в Цуйцунь, просто говорите, что вы больны  и приехали сюда на лечение. Никогда не говорите, что вы приехали для практики боевого искусства!». Мастер Яо сказал: «Мы живем сейчас в новое время, надо подниматься по лестнице, как в карьере, так и в личной жизни. Ицюань принес Вам пользу в миру, Ицюань является настоящей жемчужиной и я не хочу, чтобы какие то факторы помешали практике». Часто, когда я шел в Цуйцунь, люди спрашивали меня: Зачем ты пришел сюда? Кого ищешь? Что делаешь?


Репортер: Кто еще тренировался с вами за этот период?

Цуй Жуйбинь: Утром и вечером со мной занимались Яо Ченгуан и Яо Ченчжун, а в течении дня они работали в поле, чтобы заработать денег, поэтому в течении дня занимались в основном Мастер Яо и я.


Репортер: Вы должно быть считали, что Вам очень повезло, что Вы изучали один-на-один с Мастром Яо?

Цуй Жуйбинь: Позже ситуация стала меняться, когда сын секретаря начал заниматься у мастера Яо. Его перестали посылать на работу в поле, а поручили заботиться о лошадях. Мы уходили в горы, где никого не было, Мастер привязывал лошадь и начинал учить меня. Мастер Яо жил в маленьком домике с 3 комнатами. Было очень тесно, была только одна спальня, поэтому каждый раз, когда я приезжал, мне приходилось спать в одной комнате со всеми. Я спал под одним одеялом с Яо Ченгуаном.

Репортер: Вы сказали, что в обучении Мастера Ли и Мастера Яо была значительная разница. Можете рассказать об этом подробнее?

Цуй Жуйбинь: Мастер Яо начал учить меня с Ченбао Чжуан ( Обхватывающий столб). Он очень требовал точности исполнения, вплоть до расположения каждого пальца. Когда я возвращался домой, я практиковал Чжан Чжуан до тех пор, пока не находил нужное состояние, иногда часами стоя в одной позе. После того, как я находил его, я говорил об этом Мастеру Яо, после чего он переходил к следующему шагу. Такое обучение на самом деле способствует улучшению вашего Гунфу. В настоящее время есть много людей, которые точно также преподают Ицюань. Разница между Ли и Яо в деталях, но я думаю, что эти детали очень важны, поскольку они сказываются на внутренних изменениях, происходящих в вашем теле. Возмите, к примеру процесс «Цю Цзинь». Когда я учился у Мастера Ли, мы просто говори себе, что мы обнимаем и раскачиваем дерево.У Мастера Яо было насколько этапов Цю Цзинь. Во-первых, вы должны представить, что вы тяните дерево, но не можете его переместить. Как только это чувство достигнуто, пришло время представить, что дерево тянет вас. А что если, как только оно тянет вас, начать дергать его? Позднее я понял, что этот способ обучения Цю Цзинь есть способ развития ваших рефлексов.
Каждый раз, когда я приходил к Мастеру Яо, я рассказывал о любых новых впечатлениях и ощущениях, возникающих в моей практике. Как то днем в 1980 году я был на тренировке, практикуя Тиань шилина берегу озера в парке. Должно быть я практиковался около часа, когда вдруг почувствовал горизонтальную, вертикальную силу, левую и правую силу этого шили. В тот момент я был как слепой человек, к которому внезапно вернулось зрение. Что самое интересное, что чем меньше я использовал мышц, тем сильнее было ощущение. Когда я сообщил об этом Мастеру Яо он был действительно счастлив, говоря: « Продолжай практику, мой мальчик!». Тоже самое произошло позже, когда я впервые почувствовал, что мое тело будет лететь с чжан чжуан. Мастер Яо сказал – Это то, что мы называем Ба Ди Ю Фэй – «Оставить землю, желая взлететь».

Репортер: В Ицюань практика столбов необходима не только для развития силы. Они как то связаны с реальным боем?

Цуй Жуйбинь: Мой опыт говорит о том, что ощущения и способности, которые вы открываете практикуя Чжан Чжуан нужно перенести в Шили и в Саньшоу. Возьмем например «цзиншэнь фанда» - это плохо, если вы можете делать это в Чжан Чжуан, но не можете делать это в Шили или в Саньшоу. Чжан Чжуан учит контролировать внутренние движения, когда вы вроде неподвижны внешне. Когда ваши конечности двигаются ( в шили), вы можете сохранять тоже чувство? А в реальном бою? Верно и обратное: только тогда, когда вы можете сохранить все эти чувства и качества в бою, вы можете подойти к Ицюань Цзянь У ( «оздоровительный танец»)

Репортер: Говоря о Цзянь Ву, когда ученик готов к такой практике?

Цуй Жуйбинь: Вы должны практиковать Цзянь У только после того, как вы достигли стадии «тело твердое, как чугун" (Ти Чжэн Жу Чжу); "конечности как будто заполнены свинцом" ( шэнь жу цуань  цянь), "плоть и кожа как одно" (Цзи Жоу Жуо И) ; "волосы на теле как копья"  (Мао Фа Жу Цзи) - только тогда это будет иметь правильный "аромат" ,Подумайте об этом, если вы не можете поддерживать связь с внешним миром в течении Шили, ваш Цзянь У на самом деле Цзянь У?
Помимо 4 требований о корорых я сказал выше, необходимо также разработать ощущение Чжи Гуо Лю Хэнь - "Пальцы оставляют следы проходя мимо". Как сказал Мастер Ван, если вы не имеете понимания усилия Цзинь, то все, что вы делаете, это размахивание  руками в воздухе. Мой личный совет для энтузиастов Ицюань – пробуйте вещи, которые вы испытываете в Чжан Чжуан или  Шили, удерживать в произвольных движениях.
Если ощущение становится слабым, то вам следует вернуться к практике Чжан Чжуан и Шили.

Репортер: Вы упомянули, что Мастер Яо был очень подробен обучая Вас. Был ли он таким со всеми учениками?

Цуй Жуйбинь: Его методы обучения зависят от способностей человека, он был очень постепенным. Это правда, что я получил некоторые "специальные тонкости», в основном в том смысле, что Мастер Яо рассказывал мне, «как и почему» о каждой позе.  Например, несмотря на то, что Мастер Яо начал учить меня с Ченбаочжуан, он пояснил, что на самом деле последовательность должна быть такой: Ти ча Чжуан – Туо Бао Чжуан – Фу Ань Чжуан - Чен Бао Чжуан.  Каждая поза  практикуюет различные усилия. Это было похоже на то, как будто я был в первом классе школы, а Мастер Яо учит меня чуть выше, чем мой уровень. Для большинства других людей, он просто учил их тому, что им нужно знать на определенном этапе.
Я помню, когда я был в доме мастера Яо, я занимался до полуночи. А потом, когда я заканчивал практики, Мастер Яо говорил со мной о глубине Ицюань и о других вещах до 3 часов ночи. Утром я просыпался в 5 часов и уже видел Мастера Яо практикующего Чжан Чжуан.

Репортер: Какие позы он практиковал?

Цуй Жуйбинь: Он занимался Фу Чжуан перед зеркалом, на его шкафу.  Фу Чжуан является особенно богатой позицией. На самом деле в каждой позе есть много «слоев» Главное, это тот  "слой" в котором вы сейчас находитесь.  Когда я видел Мастера Яо  уже практикующего, я встал.  Увидев меня в зеркало, он велел мне идти спать.                                     Репортер: Но Мастер Ван наставлял студентов не практиковать, глядя в зеркало?

Цуй Жуйбинь: Это правда.  Но когда вы достигаете  определенный уровень, вы можете "смотреть в зеркало, но не помнить облик" (дуй цзин эр си эр ван ци син).  Это говорит о связи между внешней формой и вашем духом.

Репортер: Ицюань ориентирован на бой, когда ты впервые почувствовали боевые навыки навыки Мастера Яо?


Цуй Жуйбинь: Ранее я практиковал Шуай Цзяо (китайская борьба), бокс, а также 4 года занимался у Мастера Ли, поэтому у меня уже был приличный опыт в туйшоу и саньшоу, прежде чем я попал к мастеру Яо. После того, как я начал учиться у него, все, что мы делали, это практика Чжан Чжуан, Шили и Моцабу, но не практиковали спарринг, так что я хотел «проверить» Мастера Яо.И вот, в один прекрасный день я принес боксерские перчатки в дом Мастера Яо. Как только Мастер Яо увидел перчатки он сказал: «Нет необходимости в перчатках, если хочешь ударить меня, просто бей. Не останавливайся». Когда он это сказал, я подумал, а что если на самом деле ударить его? Будет ли это немного неуважительно? В итоге я нанес удар почти в полную силу.

Репортер: Это были упражнения туйшоу -Толкающий руки?

Цуй Жуйбинь: Нет! Я встал на некоторое расстояние, сделал пару выпадов, а затем бросился в атаку. Мастер Яо заблокировал мою руку и вдруг я почувствовал, как будто небо потемнело ( а было 3 часа дня). В голове стало пусто. И после того, когда я снова увидел свет, я понял, что он ударил меня. Это было как при сильном нажатии на педаль тормоза при езде на автомобиле.
Забавно, но у меня не было страха. Позже мастер Яо сказал мне: «Если ты хочешь взращивать в себе талант, ты должен уметь сломить дух противника. Если сломишь его дух, то ты победишь его.Чтобы востановить дух, тербуется много времени.Все, что я хотел сделать, это показать тебе, что Ицюань является хорошим боевым искусством". Когда он боксировал со мной, то он контролировал силу своего удара. Было принципиальное отличие между спаррингом и боем. Когда я проводил спарринги на обучающих семинарах в Англии, я видел в их лицах страх. Каждый раз когда я вставал с кем то в пару, я просил переводчика сделать фото. Но каждый раз, вместо того, чтобы просто фотографироваться, оппонент просто стоял с отвисшей челюстью.

Репортер: В течение этого периода в деревне, кроме обсуждения боевых искусств, говорили ли вы с Мастером Яо о других вещах?


Цуй Жуйбинь: Мастер Яо также рассказывал о своей жизни начиная с 4 лет. Он также рассказывал о том, как он приехал к Мастеру Вану, чтобы изучать Ицюань.Он говорил, что когда Мастер Ван учил людей, он пояснял различные силы в позиции и велел им заниматься. Мастер Ван был «белой вороной»: Если человек "находил" ощущения в стойке, то он жестоко бранил его за неправильную стойку, если же стойка была "пустой", то он ничего не говорил, а просто разворачивался на каблуках и уходил прочь.
Конечно это привело к недоразумениям среди его учеников.Те, которые чувствовали все правильно, думали, что делают что-то не так, в то же время люди, которым не давались основы, считали, что они на верном пути. Конечно же, на самом деле было не так: Ван делал так, что ученики, которые демонстрировали признаки усвоения, стоили его строгих выговоров. Во время этого периода, Яо обычно избегал Вана во время практики, если Ван был впереди него, Яо поспешно разворачивался спиной для практики, и наоборот. В чжан чжуане Мастер Яо сначала уловил силу «верх-низ», затем вперед-назад, после – лево-право. Это была пошаговая практика, позволившая Мастеру Яо развить его навыки.
На самом деле это верно для любого процесса. К примеру, производство автомобиля. Во первых нужно произвести все различные компоненты, чтобы потом из них собрать машину. Поэтому, хотя некоторые ученики Мастера Ван развили большое мастерство, но Мастер Яо действительно прошел истинное учение Мастера Ван. Он стал учеником Ван Сянчжай осенью 1937 года и начал обучать учеников от имени Вана уже через 3 года, в 1940 году. До обучения у Мастера Ван, Мастер Яо уже владел такими системами как Таньтуй, Син-ицюань и Хунцюань от Мастера Хун Ляньшуня. Мастер Яо как то показал мне свой Таньтуй: своей стопой он разбивал кирпичи. В своем университете Mастер Яо был неплохим баскетболистом.  Помимо того он рассказывал мне о том, как он учился Ицюань у Мастера Ван Сянчжая, а также рассказывал о перспективах развития Ицюань в ближайшее время. Он считал как Мастер Ван: должен развиваться какой то один навык, прежде чем перейти к следующему этапу, это был пошаговый процесс. Мы должны понять что то, прежде чем перейти к следующему шагу.

У меня был уже такой опыт в Шуайцзяо – вы должны мастерски овладеть одним броском, а затем переходить ко второму броску, в итоге вы можете менять броски по своему желанию, эта способность изменяться происходит от истинного мастерства.
Одним из общих высказываний мастера Вана было: «твердое и мягкое, пустое и полное, движение и покой, напряжение и расслабление, все они должны взаимодействовать» говорит именно об этом принципе. Эта идея является научно-обоснованным методом обучения, и это факт, а не прихоть Мастера Вана. Это многолетний опыт обучения и исследования. Единственный способ хорошо понимать Ицюань, это иметь именно такой подход. Это относится не только к Ицюань, но и к любому другому учебному процессу в любой деятельности. Как говорил Мастер Яо : «Дао неизменно, хотя проявлений множество, но в основе их лежит один общий принцип»

Репортер: Только что Вы упомянули, что для развития Хуньюаньли ( обычно переводится как «всенаправленная сила»), нужно тренировать каждый аспект пошагово.  Есть ли способ развить Хуньюаньли сразу?


Цуй Жуйбинь: Есть, но вы должны иметь правильную основу. Помню как то в воскресенье, в 1981 году я пошел в маленький парк для самостоятельной практики Чжан Чжуан. Я стоял в пинбу Ченбао Чжуан ( позиция «Обнимания дерева»). Потом я увидел, что ко мне идет Мастер Яо. Подойдя ко мне он сказал: «Что происходит внутри тебя?». Я знал, что он наблюдал за мной какое то время. Именно в этот день он рассказал мне о пути развития Хуньюаньли  сразу в один шаг.

Репортер: О Ицюань люди говорили, что стиль был создан потому, что Ван Сянчжай не правильно понял и не освоил Син-ицюань. Некоторые люди, которых я знаю лично говорят, что Ицюань в основном Чжан Чжуан и Бу ху ( «позиция атакующего тигра»), также говорят, что Даченцюань это просто Чжан Чжуан и бокс, без ударов ногами.


Цуй Жуйбинь: Иногда незнание блаженство, не так ли? Люди не будут говорить эти вещи, если бы они пришли ко мне в учебный центр и испытали то, что мы предлагаем. Что касается Ицюаньских ударов ногами, то Мастер Яо научил меня Вановским «И ши сань туй» ( 3 удара в одной позиции). Удары делятся на нижний, средний и верхний. Первый удар направлен в область колена, второй в область сердца, а третий в область горла. Скорость 3 ударов должна быть такой, как и при 3 ударах рукой. Когда Гунфу Мастера Ван достигло Хуа Цзинь, он стал бить ногами все меньше и меньше, но это вовсе не означает, что в Ицюань нет ударов ногами.

Репортер: Обучение в сельской местности, должно быть, было трудным?

Цуй Жуйбинь: Это было. Как то я увидел Яо Ченгуана бледным, перед тем, как он начал бить мешок. Я спросил, Гуанцзи, что он ест? Гуанцзи сказал, что ест очень мало. Я спросил, почему он не ест. Гуанцзи сказал: «Отец сказал, что нам нужно пополнять соли и жиры в нашем организме, которые мы теряем при работе на мешке. Так как с мясом здесь проблемно, отец сказал, что мы должны востанавливать соли и жиры в наших телах после тренировок, которые мы проходим. Так как мы не могли достать мяса, лучшим продуктом было сало. Я всегда кушал с Мастером Яо, в то время как его жена, а также Яо Ченчжун и Яо Ченчжуан кушали на улице. Каждый раз, когда я приезжал к мастеру Яо, я покупал 5 кг Гуамянь (лапша), и зная, что Мастер Яо любил выпить, две бутылки Гуо Тоу (китайский ликер). Мастер Яо учил меня не только Ицюань, он также научил меня быть порядочным человеком, и за это я никогда не смогу отплатить ему. Я чувствовал, что этих маленьких вещей недостаточно, чтобы компенсировать Мастеру Яо затраты, когда я останавливался в его доме на 3 дня. После того, как я узнал, что Гуанцзи ест сало, я стал также покупать немного жирной свинины для них тоже.

Репортер: Вы упомянули работу на мешке. Есть ли к этому путь, или студенты начинали сразу?

Цуй Жуйбинь: Имеется последовательность во всем. Мастер Яо разделил наше обучение на несколько этапов. Сначала били шарики хлопка, потом малые мешки, потом, наконец переходили к тренировкам на тяжелых мешках. Для тренировки с маленьким хлопковым шариком, их крепили веревкой. Ученики должны стоять на расстоянии, с которого можно наносить удар. Мы били по мячику так, чтобы кулак только касался мяча. В этот момент вы еще можете оставаться расслабленным и не использовать силу, если вы используете физическую силу, то мячик улетит. Но в тот момент, когда кулак касался ватного мячика, нужно было сжать кулак, а шарик не должен был отлетать.

В то время, помимо Чжан Чжуан, все мы практиковали Шили, Моцабу, бой с тенью и работали на мешках. Я начал практику Шишэн ( «голосовое тестирование») в 1975 году, а также Туйшоу и Саньшоу с Мастером Яо. В 1976 году в рамках подготовки сотрудников милиции на нашем заводе, я начал изучать длинный шест – Ганьцзы. Я никогда не занимался с персоналом ранее, но я очень хотел принять участие в соревнованиях, поэтому я говорил об этом Учителю. Он говорил, что это просто, у тебя уже есть фундамент, все что ты должен делать, это объяснять это. Из за условий в деревне в то время, естественно не было  стандартных шестов. Для того, чтобы практиковаться, Мастер Яо использовал шесты чуть более метра. Разве вы не знаете, что я выиграл все свои 10 или около того матчей, используя такие шесты и был объявлен победителем. Многие другие конкуренты, бывшие военные, были направлены на наш завод после демобилизации, поэтому они использовали в обучении копья, но и они не могли сравниться с обученными мною. Был один человек, который не участвовал в соревнованиях – зам. Руководителя нашей танковой дивизии. В армии он был лучшим в турнире, организованном Лу Жуйцином. Многие люди советовали ему сразиться со мной, но он отказывался, потому как увидел, что после моего удара, проволока металлической сетки, на защитном шлеме противника изогнулась вовнутрь, поранив ему лицо. На соревнованиях мы использовали деревянные копья с резиновыми наконечниками.

Репортер: Какую работу ног Вы использовали?

Цуй Жуйбинь: В основном это Цзицзи Чжуан (Атакующая позиция). Несколько раз в турнире, противник наносил мне удар, я уворачивался, а затем отправлял его в полет за счет выпрямления моего шеста.

Репортер: Есть ли в Ицюань какие - то другие виды оружия, кроме длинного шеста?
Цуй Жуйбинь: В Ицюань есть двойной меч (Шуан ба дао)

Репортер: Что это такое?

Цуй Жуйбинь:
Шуан Ба дао это меч, который держим в обоих руках.  Таким образом, тело является сбалансированным и в бою реализовывает Хуньюаньли. Я узнал шуан ба дао от Мастера Яо когда он еще был в деревне. Шуан ба дао это меч, острый с одного края и тупой с другого. Когда противник атакует, мы можем защищаться задней частью лезвия, а затем контратаковать его.

Репортер: Вы упомянули, что Мастеру Яо было разрешено вернуться в Пекин в 1979 году и позволено заниматься с группами открыто. Когда Вы начали практику?

Цуй Жуйбинь: После того, как Мастеру Яо было разрешено вернуться в Пекин, мы занимались в городском парке Тучэн. Мастер Яо был там почти весь день. Именно тогда, многие начали изучать Ицюань у Мастера Яо. Помимо меня и братьев Яо ( Яо Ченгуан и Яо Ченчжун), занимались также Лю Пулей, У Сяонань, Цзя Сяоин, Ли Хунцзинь и Бай Сюэчжэн. На самом деле, Лю Пулей начал обучаться у Мастера Яо еще в деревне, однажды мы случайно встретились. Большую часть времени жена мастера готовила для нас пищу и иногда брала его в помощники. Мы в основном занимались в Тучен, а по воскресеньям в небольшой лесистой местности рядом с выставочным  центром. В 1980 и 1981 мы занимались там, позднее, я слышал, что ее обнесли забором.

Репортер: Итак, когда же Вам наконец позволили заниматься в общественных местах?

Цуй Жуйбинь: В дальнейшем мы начали заниматься в небольших скверах на Нань ли ши, мы больше не беспокоились по этому поводу, потому что с 1982 по сентябрь 1984 года мы имели поддержку глав Пекинского спортивного института. К этому времени мы переехали в Сянь нун тань, где на спортивной площадке Мастер Яо интенсивно обучал нас. В то же время он проводил исследования в Ицюань. Мастер Яо также применял методы Ицюань при подготовке специалистов по легкой и тяжелой атлетике, плаванию, футболу, стрельбе.

Репортер: Ваше упоминание о Сянь нун тань напомнили мне о критике Мастера Яо в сообществе Кунфу, за использование боксерских перчаток и шлемов.

Цуй Жуйбинь: На самом деле Мастер Яо начал использовать защитное снаряжение в Ицюань еще в 30 - 40 – е годы. В этом он был первым. Защитные средства означают, что во-первых, был более высокий уровень защиты для студентов, а во вторых это позволило спарринговать, наиболее близко к реальному бою. Сегодня многие люди говорят, что не могут использовать перчатки, потому что они ограничивают движения. Это тоже правда. Но я слышал от современников Мастера Яо о том, что в дружеских спаррингах он позволял своим оппонентам нападать с голыми руками, и сам не одевал перчаток. Тем не менее все соперники Мастера Яо были в восторге от него.

Репортер: За 13 лет проведенным с Мастером Яо, Вы должно быть были свидетелем его Гунфу?

Цуй Жуйбинь: Позвольте мне рассказать Вам пару историй по этому поводу. Был один случай, когда я приехал к Мастеру Яо в деревню. Когда мы ели после тренировки, Мастер Яо сказал: Жуйбинь, ты знаешь, что наши навыки Ицюань могут быть использованы также против лошадей? Ничего не понимая, я сказал: Что Ицюань может сделать с лошадьми? Мастер Яо сказал: Несколько дней назад я был на заседании, когда испуганная лошадь оборвала поводья и бросилась на толпу. Видя бегущую лошадь, я схватил повод  и потащил так, что лошадь встала на дыбы. Когда она встала на дыбы, я  потянул ее по кругу, и она просто упала. Все зрители были поражены. Представляете, сколько сил в испуганной лошади.
Как то в 1980 году, после того как мы весь день прозанимались рядом с выставочным залом, я обедал с Мастером Яо. После обеда Мастер Яо сказал: Возвращайся ко мне домой, отдохни и затем вновь тренируйся после полудня.
И вот Мастер Яо лежал на кровати и сказал: «Испытай этот опыт, мой мальчик». Я понятия не имел, о чем идет речь, поэтому сказал: Мы вот вот будем спать, что я должен узнать? Когда я закончил говорить, постель началась трястись, сначала мягко и медленно, а затем быстрее и сильнее. Я закричал: «Мастер, что происходит?» Он засмеялся и сказал: Постарайся уснуть! Я посмотрел на Мастера, он лежал на боку, свернувшись и не двигался. Я понял, что Мастер Яо практиковал свое Гунфу. Как то Мастер Яо взял меня к Чжоу Цзыянь ( ученик Ван Сянчжая). Хотя Мастер Чжоу и я обсуждали Ушу, мастер Яо в это время стоял в Чжан Чжуан. Мастер Чжоу вдруг повернул голову и сказал: Молодой Цуй, посмотри на Мастера Яо, вот это я называю реальным Гунфу! Я посмотрел, чтобы увидеть Мастера Яо стоящего в Чжан Чжуан. Его тело было неподвижно, по краям его одежды была рябь, как будто от дуновения невидимого ветерка. Мастер Чжоу сказа мне: Молодой Цуй, ты должен упорно тренироваться. Твой учитель имеет реальное Гунфу. Все вещи, которые я рассказывал, это хитрость. Они нестоящие»

Репортер: Как Вы объясните это явление?

Цуй Жуйбинь: Мастер Яо вызывал высокочастотные колебания внутренним движением, что и вызывало рябь его пиджака.

Репортер: Можете ли Вы повторить это?

Цуй Жуйбинь: (смеется) Я бы не осмелился сказать, что я достиг уровня Мастера Яо, но Вы можете сами почувствовать. ( Цуй Жуйбинь встал в позицию «пин бу чжуан» и закатал штаны до колен. Я увидел высокочастотные колебания, начиная от икр).

Репортер: Каким образом такого рода колебания можно применять в реальном бою?

Цуй Жуйбинь: Позвольте мне ответить на это одной историей. Все, кому я рассказываю это думают, что это невероятно. Однажды, еще в 1982 году я занимался на груше в Сиань хун тань. Мастер Яо был на совещании экспертов научно – исследовательского института спорта в Пекине. Тренер по бейсболу Фань Тиньгю ( мы звали его Дядя Фань) жестом позвал меня к себе и сказал: Молодой Цуй, подойди сюда. Я сказал, что я занят тренировкой. Дядя Фань: Молодой Цуй, тебе лучше узнать все о Мастере Яо, его Гунфу удивительно! Я сказал, что знаю об этом. Дядя Фань недовольно сказал: Что ты знаешь? По его голосу я понял, что то произошло. Я сказал: Ну, расскажи мне тогда. Дядя Фань сказал: Сейчас, на заседании, кто то поднял тему об Ушу. Неожиданно в зале заседаний начались сильно стучать окна. Это может показаться на преувеличение, но это было похоже на землетрясение. Люди вскакивали, испуганно смотрели в окна и кричали, что случилось? Я обратил внимание, что из всех присутствующих только мастер Яо оставался сидеть на своем месте. Я также заметил, что перед землетрясением, Мастер Яо слегка приподнял руку, и она чуть вздрогнула. Видя, что Мастер Яо оставался сидеть с улыбкой на лице, а все остальные  испуганно вскочили, я знал, что это должно быть Ваш учитель делает.

Репортер: Все это звучит невероятным.

Цуй Жуйбинь: Я вам говорю, в физике это называется резонансом. Каждый объект имеет свою собственную резонансную частоту. В этот момент Мастер Яо сидел на складном стуле, кратковременные вздрагивания Мастера Яо порождали высокочастотные колебания, в результате которого окружающие предметы резонировали. Вы спросили, как бы это помогло в реальном бою? Когда эти колебания применяются в момент атаки противника, возникает ощущение, как от удара молнией. Это то, что имел ввиду мастер Ван Сянчжай, когда обсуждал «сверх - скоростное движение». Во время проведения весеннего фестиваля в 1973 году, Хан Синцяо ( еще один известный ученик Ван Сянчжая, которого мы называли дядя Хан) обратился с письмом к секретарю Чжоу Эньлаю о спортивной психологии и физиологии, и как Ицюаньские методы обучения могут помочь в этом.

Из за этого письма, секретарь Чжоу написал записку в Национальную комиссию по спорту. В итоге Комиссия предложила Хан Синцяну приехать из Синьцзяна, а также пригласили Мастера Яо из деревни. Они остановились в доме моего Шисюна Чжан Хунчена. Вечером, Бай Цзиньцзя, а также группа студентов из Баодин пришли за наставлениями к Мастеру Яо. Во время встречи, Мастер Яо, дядя Хан на комиссии по спорту, чтобы проверить навыки Ицюань, один из тренеров по боксу спросил, может ли он провести бой с Яо.
Он атаковал прямым ударом в Мастера Яо, учитель применил «Летящий дракон касается воды» прикоснувшись до предплечья тренера, отправив его в полет. Когда он встал, он не мог понять, что произошло, как Мастер Яо отправил его в полет. Он попытался еще раз, но вышло тоже самое.

Репортер: А Мастер Хан принимал участие в этих испытаниях?

Цуй Жуйбинь: Дядя Хан сказал, что молодые тренера могут проверить меня с одним условием – вы не должны убегать из этой комнаты. Я 70-летний мужчина, и я не в состоянии догнать вас. Пока вы находитесь в этой комнате, я могу откинуть вас на пол так, как я захочу.

Репортер: Некоторые люди говорят, что Мастер Яо был консервативным, что он не учил, открыто, как бы Вы ответили на это?

Цуй Жуйбинь: Это было не так. Многие люди узнали Ицюань от Мастера Яо, как оздоровительную, так и боевую стороны. Иногда все стояли вокруг Мастера Яо и задавали свои вопросы о разном. Мастер Яо отвечал всем.

Репортер: Какие вещи он не мог разглашать?

Цуй Жуйбинь: Позвольте привести вам пример. Было некоторое время, когда группа друзей занималась ушу со мной. Мастер Яо знал, что я простой парень, если кто то что то спрашивал у меня, я знал что рассказать. Мастер Яо рассказал мне историю: Давно давно жили два человека, они были друзьями с детства. Позже один из них стал магистратом, а другой стал богатым человеком. Богатый человек был голубятником, он держал редких и дорогих голубей в своем доме. Как то они встретились на улице, не видев друг друга, длительное время и богач пригласил судью к себе в гости. Когда судья увидел, что в доме столько много голубей, он не скупился на похвалы. Когда судья ушел, богач подумал, что его друг любит голубей и послал двух лучших голубей в дом судьи. Вскоре, судья снова пришел в гости к богачу. Когда они сели, богач спросил судью, как тебе голуби, которых я дал тебе? К ужасу судья сказал: Они были очень вкусными» Судья съел голубей.
Мастер Яо рассказывая мне эту притчу говорил, что если давать что то ценное для тех, кто в этом не нуждается, либо еще не достиг того уровня, когда он смог бы оценить это, лучше отказаться от этого. В итоге это ценное станет измененным или разрушенным. Мастер Яо часто говорил мне: «Обучать кого то боевому искусству, это не тоже самое, как угощать друга едой. Скажем, если один из моих друзей был разорен, я бы мог одолжить ему денег, но боевому искусству не так просто научить».  Нельзя сказать, что он был консерватор, он был просто не правильно понят. Как то он сказал мне: «Когда люди покупают подарки для меня, это просто выражение дружбы. Но если этот человек просит научить его, но сейчас он находится на «первом уровне», то завтра он все равно будет на «первом уровне». Проблема в том, что завтра он захочет спросить меня о «втором уровне», а потом о «пятом уровне». Я очень хочу научить его, если он на «первом уровне» и могу научить его только одному материалу. Гунфу это то, что Вы должны понять в своем  теле, а не в голове. Я могу рассказать слишком много, но это просто запутает его. Я обнаружил, что на самом деле пытливый, всегда мало практикует. Даже если бы я объяснил им, они все равно не поймут. Он предупредил меня: «Если ты хочешь воспитать ученика, ты должен всегда давать ему материал чуть больше его нынешнего уровня. Если он не воспринимает, то ты не можешь дать ему больше вещей. Вот что делает настоящий учитель, вот так на самом деле помогают росту в боевых искусствах». В последующие годы, что я тренировался с мастером Яо, с 1972 года мы должны были «переварить» то, чему он учил. Только после этого он переводил нас к следующему этапу. Например, есть несколько вариантов в Ицюань «3 кулаков» и он проверял меня до 1975 года, прежде чем я действительно понял их. Как только понял, Мастер Яо перестал упоминать о них. Это был его стиль преподавания, он никогда не говорил о вещах, которые вы уже поняли, он всегда говорил о пробелах в Ицюань. Он всегда хотел превратить ваши слабые стороны, в сильные, это по его мнению и есть прогресс. Возьмите ХуньюаньЛи для примера: мы должны быть в состоянии выразить хуньюаньли вперед и назад, вверх и вниз, влево и вправо. Каждый будет иметь одно сильное направление, одно слабое. 
Будучи студентом, вы должны быть сосредоточены на укрепление направления, к котором вы слабы. К сожалению, часто люди сосредотачиваются на своих сильных сторонах. Вся идея Хуньюаньли заключается в том, что сбалансированная сила может быть проявлена в любом направлении. Если можно проявить только в одном направлении, то что это за Хуньюаньли?

Репортер: Многие спрашивают, если Мастеру Яо потребовалось 3 года, чтобы иметь возможность обучаться боевым методам Ицюань, почему третьему поколению мастеров потребовалось гораздо большее время?

Цуй Жуйбинь: Мастер Яо обсуждая этот вопрос со мной, сказал: Жуйбинь, ты не можешь сравнить это поколение с нашим поколением. Когда я был молод, все что я делал весь день, помимо еды и сна, являлась практика Ицюань. Я не думал не о чем другом, никогда не думал о деньгах. Сегодня, если ты не можешь найти работу, у тебя не будет денег, чтобы поесть. Будучи взрослым, ты не можешь полагаться на родителей, чтобы они обеспечивали тебя. Если ты работаешь, а также практикуешь Ицюань, то конечно, этот процесс будет более длительным. Мне потребовалось 3 года, а для тебя это может быть 6 лет или около того, может даже больше. Поэтому в этом искусстве воля и решимость очень важны.

Репортер: Вы говорили о том, что Вы прошли полное обучение у Мастера Яо. Можете ли Вы более подробно рассказать о том, как он обучал «Толкающим рукам» - Туй шоу и спаррингу – Сань шоу?

Цуй Жуйбинь: Помимо обучения учеников с Мастером Яо, я проводил спарринги с множеством людей с моего завода. Один раз Мастер Яо, смотря на меня в спарринге с другим студентом сказал: Зачем делаешь показные вещи? Просто придерживайся основной структуры. Позже, после того, как он посчитал, что у меня хорошая основа, он дал мне немного поэкспериментировать. В то же время сказал: Изначально ты должен быть решительным. Если видишь, что можешь нанести удар, иди на это, не беспокоясь не попав в него. Что касается деталей, то они могут прийти позже, когда твоя основа будет достаточно прочной»

Репортер: Какие именно детали он имел ввиду?

Цуй Жуйбинь: Этими подробностями были финты и уловки, не только руками и ногами, но и психологические тоже. Конечно, есть также Шэнь гуан лун чжао (обертывание). Если у вас есть в распоряжении эти элементы, то все становится более подробным, богатым и полным. Мастер Яо научил меня работать в парах в различных условиях, что нужно делать, когда есть много возможностей, когда вы тесной обстановке, когда противник идет на вас полностью открытый, или как заставить его отступать. До 1981 года Мастер Яо много обучал меня туй шоу и спаррингам. После 1981 года, толкаясь или спаррингуя со мной он объяснял, что происходит внутри. Был период, когда для того, чтобы обучить меня передвижениям, шэньфа и способность обнаруживать атакующие возможности, Мастер Яо ставил меня в спарринг, я имел возможность пускать в ход только 3 удара в каждом 3-х минутном раунде.

Репортер: Мастер Яо толкался и спарринговал с Вами, Вы на самом деле пытались его бить?

Цуй Жуйбинь: Да. Как только я видел такую возможность, я, используя Фали – выброс силы, надеялся сразить старика за один раз (смеется). Глупость молодости, я думаю.

го контроль над телом, движения и их полнота были чудесными. В спарринге я делал свои лучшие техники, но не мог ударить его. Много раз я чувствовал, что мой кулак вот вот достигнет цели, но мой кулак промахивался. Странно то, что она даже не двигался очень быстро, но его две большие руки всегда были перед вашим лицом. Не важно, как бы вы не пытались уклонятся, его две большие руки всегда будут ждать вас именно там.

Репортер: Ученик Ван Сянчжая, ныне покойный, Ао Шипэн рассказывал мне такую историю, которая случилась, когда Китай был охвачен Цигун манией ( в 80-х годах). Ао спросил Мастера Яо о «Фагун» ( внешнем проявлении Ци), возможно ли в Ицюань проявление таких же способностей. Мастер Яо не хотел говорить  о такого рода вещах, но, в конце концов, видя, что Ао ждет ответа, вздохнул и поднял руку. Ао и Мастер Яо были разделены обеденным столом. Мастер Яо поднял руку и сделал небольшое движение к лицу Ао. Ао показалось, что его ударили в лоб и он испугался. Вы когда нибудь встречали такую способность?

Цуй Жуйбинь: Мастер Яо в своих книгах отрицал существование такого рода вещи в Ицюань. Его целью не было ввести учеников Ицюань в заблуждение. Действительно, практика Ицюань может развивать эту способность. Мастер Яо сказал мне об этом в 1978 году. В этом же году, в целях изучения Ицюань Мастер Яо брал отпуск по болезни много раз. Я также многим жертвовал, ради изучения Ицюань.

Репортер: Позже, Вы бросили работу, чтобы заниматься весь день, не так ли?

Цуй Жуйбинь: Это было в 1981 году. На тот момент никто из нас не мог представить, что могли бы зарабатывать себе на жизнь, преподавая Ицюань. Мастер Яо научил меня фагун для того, чтобы я имел еще один способ зарабатывать на жизнь ( помимо преподавания ушу). Он сказал: Борьба – это хорошо, когда ты молод, но будешь ли ты еще хотеть борьбы, когда тебе 60? И он сказал мне, что фагун может лечить болезни. Я уже сталкивался с этим раньше. В то время на моем заводе работала женщины Чжан Цинчунь с проблемами желудка. Я сказал ей, г-жа Чжан, позвольте мне попытаться исцелить Вас. Она стояла, а я делал ей фагун. Сначала я не видел каких то изменений, но через 5 минут ее тело начало потеть. После я попросил сесть ее на диван, она почувствовала себя намного лучше. На данный момент у меня есть несколько друзей, которые имеют заболевания, которые я пробовал лечить с помощью фагун, до сих пор результаты были очень хорошими.

Репортер: Вы говорили, что Мастер Яо был очень жестким, он кричал на Вас?

Цуй Жуйбинь: Да. Было один раз, когда я спарринговал с Гуанцзи ( Яо Ченгуан) на стадионе Сянь хун тань, Мастер Яо наблюдал из комнаты. Мастер Яо распахнул окно и крикнул: Жуйбинь, какого черта ты делаешь? Как только я услышал его крик, я остановил спарринг, я не мог понять, почему Мастер Яо сердится на меня. Мастер Яо вышел из здания и отругал Гуанцзи. Гуанцзи пытался оправдываться, но это делало Мастера ЯО еще более сердитым, он сказал: Если Жуйбинь не будет бить тебя, то я буду! Потом Мастер Яо сказал мне: Жуйбинь, ты хочешь, чтобы Гуанцзи побили в будущем? Исходя из этого можно увидеть строгость Мастера ЯО не только к своим ученикам, но даже по отношению к собственному сыну. На самом деле он был строг с Гуанцзи именно потому, что чувствовал себя ответственным за его будущее. Все те годы, что я изучал Ицюань у Мастера Яо, хотя он и  не ругал меня часто, каждый раз он ругал своих сыновей. Я считал, что если бы он ругал меня, то я не позволил бы себе допустить туже ошибку второй раз. В 1982 году после интенсивных тренировок в Сянхунтань, Мастер Яо сказал мне: Жуйбинь, вернись ко мне домой. Я сказал, что мне нужно кое что сделать. Мастер Яо сказал – Это может подождать до завтра! Как только я услышал, что Мастер Яо хочет мне что то сказать, я вернулся с ним к нему домой. В то время Мастер Яо переехал в Мадянь. Когда мы ужинали, Мастер ЯО отметил нескольких людей, которые практиковали Ицюань со мной. Он знал, что я был простой парень и если у меня что то кто то спрашивал, я обязательно рассказывал ему. Но с точки зрения Мастера Яо не нужно говорить людям все, если они не практикуют. Он сказал: Ты лучше не говори людям все.
После того, как мы начали заниматься в Сяньхунтань, он сказал: Теперь ты отвечаешь за подготовку в Сяньхунтань. Я сказал – Вы же там! Мастер Яо сказал: Если кто то будет пытаться что то сказать, просто скажи, что пришел от меня! И вот с тех пор я возглавлял обучение в Сяньхунтань. Позднее, Мастер Яо поехал в Хэнань и перед отъездом сказал: Жуйбинь, когда я уеду, ты будешь здесь за старшего. Ты один, я надеюсь, сможешь решить какие то проблемы, которые встретятся на нашем пути. Как и ожидалось, после отъезда Мастера Яо, в Сяньхунтань пришел боксер и бросил вызов. Бо Цзяцун ( ученик Яо Цзунсюня) выступал в качестве рефери. Боксер был довольно опытным и я ударил его довольно таки сильно. К сожалению это привело к критике  Хоу Чжихуа ( исследовательская группа Ицюань), он сказал: Ты не должен был бить его так сильно, ты знаешь, он попал в больницу». Что я могу сказать, я был молодым и безрассудным, тогда такие проблемы были обычным явлением.

Репортер: Мы уже слышали ранее, что проникающая сила Ицюань является ( Цюань тоу ли) колосальной. У Мастера Яо были ли какие то «правила» чтобы решить эту проблему?

Цуй Жуйбинь: Сначала не было никаких правил. Позднее был один инцидент, в результате которого Мастер Яо ввел для меня некоторый правила. Во второй половине дня, 25 апреля 1982 год были соревнования по Саньда в Шицзиншань ( спортивный стадион). В моей весовой категории никого не было, поэтому я привел «братьев гунфу», чтобы продемонстрировать боевые способности Ицюань. После соревнований, когда уже почти все разошлись, один из тренеров Ян Юндэ подошел и сказал: «Цуй, кое кто хочет бросить Вам вызов, можете ли Вы принять его?» Судьи подошли и сказали: Цуй, если Вы собираетесь принять этот вызов, не будьте легкомысленны, этот парень обладает способностями. Даже во время соревнований он продолжал настаивать, что хочет бросит вызов мастеру…Когда я услышал это, я согласился. Он попросил, чтобы мы одели перчатки. Я надел перчатки, которые были стандартными для саньда в то время. Я сказал ему: Ты можешь бить меня любым способом, я же буду использовать только свои руки. Сначала противник бросал много пустых финтов, но я обошел его финты. В итоге он упал вниз, и только пытаясь встать, как я ударил его ладонью в ключицу (Сяо Чжан). Он сел задницей на землю, с бледным лицом, тяжело дыша и торопливо пытаясь снять перчатки.
Видя это я крикнул ему: О, давай! Зачем ты постоянно хотел бросить вызов всем? Он молчал. Его друг помог ему встать. Он не покинув стадиона, снова рухнул на землю, его пришлось нести на руках. Ему понадобилось около 4 часов, чтобы восстановится. На следующий день я упомянул об этом в Сяньхунтань, а когда новость дошла до Мастера Яо, он отругал меня: Жуйбинь, теперь тебе не разрешается принимать вызовы без моего согласия! Чтобы мы делали, если бы ты убил его? Я не променяю 10 такого рода людей на одного из вас. Он был обеспокоен тем, что я мог попасть в беду своими  поспешными действиями, и все его годы упорной работы в обучении меня, сошли бы «на нет».

Репортер: Люди говорили, что у Вас и Мастера Яо были тяжелые моменты, не так ли?

Цуй Жуйбинь: Да. Конечно у меня было больше возможностей, чтобы принимать вызовы, чем мои братья по Ицюань. В 1981 году шанхайская газета Цзефан жибао опубликовала статью мастера Ушу по фамилии Ван, который утверждал, что победил Ван Сянчжая в 1937 году в Яньтай. Мастер Яо попросил взять меня отпуск на заводе и поехать с ним в Шанхай, что я и сделал. Мы встретились с редактором, ответственным за печать этой статьи, Чен Кансюань. Мастер Яо сказал: Насколько я знаю, Ван Сянчжай никогда не был в Яньтай. Автор статьи, Мастер Ван говорит, что побил Ван Сянчжая, я должен проверить эти данные. Хотя я не много занимался в последние десять лет в деревне, но я бы мог «скрестить» с ним руки. Если у него есть какие либо ученики, которые готовы к этому, я также привез своего ученика, они могут сравнить навыки. Чен Кансюань сказал, что изначально статья была намного больше, и ему многое пришлось удалить. Что касается «скрестить руки» Чен сказал, что это будет хорошо, он повернулся и стал звать «Мастер Ван, Господин Ван!» Но мастер Ван исчез. Озадаченный, Чен сказал: Мастер Ван только что был здесь, он был здесь когда Вы пришли. Председатель Шанхайской ассоциации Ушу Гу Люсинь и начальник отделения Ушу при Шанхайском училище физической культуры Цай Лунюнь с одобрения Мастера Яо организовали банкет, на котором Мастер Ван должен был прийти и поговорить с Мастером Яо, но он так и не явился. Мы навели кое какие справки и узнали парк, в котором Мастер Ван обучал своих учеников, по прибытию в парк мы не смогли найти их там. Затем, чтобы исчерпать этот инцидент, газета Цзефань жибао опубликовала статью Чжан Чансиня (ученик Ван Сянчжая) о Ицюань в Шанхае. В 1985 году, после ухода Мастера Яо я поехал к своему дяде кунгфу Чжао Даосиню. Мастер Чжао сказал: Молодой Цуй, у вас был тяжелый период. Я знал, что Мастер Яо рассказывал об этой поездке Мастеру Чжао. Мастер Чжао сказал: Да, я слышал об этом. Прежде чем Вы поехали в Шанхай, твой учитель приезжал ко мне в Тяньцзин, чтобы обсудить этот вопрос со мной. Сначала я не думал, чтобы Мастер Яо должен был ехать в Шанхай. Мастер Ван Сянчжай уже скончался, какой смысл поднимать этот вопрос с этими людьми в Шанхае? Но позже я подумал, у Мастера Яо не было другого выбора, являясь лидером Ицюань, и вообще.

Репортер: Даже сейчас находятся такие, кто утверждают, в интернете и в журналах, что они побеждали Ван Сянчжая.

Цуй Жуйбинь: Я знаю. Те, кто делает такие заявления сразу исчезают. В связи с этим я согласен с мнением Мастера Чжао, мы должны просто позволить говорить об этом и быть выше этого. На самом деле я не говорю, что Мастер Ван никогда не проигрывал. Каждый мастер боевых искусств может иметь плохие дни, никто не рождается мастером. Ван Сянчжай рассказывал своим ученикам в молодости, когда и как он проигрывал. Но эти люди не должны делать эти вещи ради собственных целей, их рассказы не выдерживают никакой критики.

Репортер: Проще говоря, даже у тех людей, которые впоследствии стали великими мастерами были дни, когда они проигрывали. Многие люди не хотят и не могут смириться с тем, что их учитель, когда то проигрывал. Они думают, что поражения их Шифу означает, что стиль ни на что не годен. На самом деле это не так, просто потому, если кто то когда то проиграл, не имеет Гунфу и его стиль не годный.

Цуй Жуйбинь: Даже Мухаммед Али не все свои бои выиграл, но он по- прежнему признается одним из величайших боксеров всех времен. Способы оценки Гунфу и постижение боевого искусства является изучение и прохождение материала. На мой взгляд, если вы серьезны в изучении боевого искусства, то вы должны вложить свои усилия на изучение материала для передачи последующим поколениям, а также на обучение подрастающего поколения. Вы должны помочь им стать способными бойцами, которые смогут выдержать испытание в реальном бою – это правильный путь.

Репортер: Гунфу не на устах.

Цуй Жуйбинь: Это верно. Хотя Ван Сянчжай сказал: «Драться – это самая низкая квалификация ( цзи цзи най моцзи), но для того, чтобы стать большим мастером, вы должны по крайней мере обладать этой способностью». Люди говорили, что Мастер Яо «тяжелый», но Мастер Ван Юйсян ( ученик Ван Сянчжая) часто говорит: Жуйбинь это не просто боец, он также хорошо разбирается в принципах Ицюань. Когда шишу ( кунгфу дядя) Доу ( Доу Шимин, ученик Ван Сянчжая) и я поехали в Шэньчжэнь в 1994 году для обчучения Ицюань, Тун Гуоцзао из Аргентины и Тан Жукунь из Канады приехали с группой. Целый ряд семинаров были сняты на видео. Это видео было передано Иван Фок, главе Гонконговской Ассоциации Ицюань, который дал мне копию. Другой экземпляр дошел до меня через Бай Сюэчжэна ( ученик Мастера Яо), который получил ее от Хань Сыхуана ( ученик Ван Сянчжая). Позже, после того, как Мастер Хань посмотрел запись, он пригласил меня к себе домой и сказал: Жуйбинь, в будущем мы будем рады пригласить Вас к нам, чтобы помочь воспитать моих студентов боевым навыкам».

 

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека