История развития методов "стояния столбом"

| Печать |

Первые упоминания о практике "столбового стояния" Чжан Чжуан в Китае можно встретить в книге "Хуан ди нэйцзинь" - " Трактат Желтого Императора о внутреннем" ( классика китайской медицины) автор "Желтый Имепратор" Хуан Ди (2697 - 2597 г.г до н.э.).


Он пишет: " Я слышал, что в глубокой древности были люди, познавшие истину, которые владели небом и землей. Стояли свободно, удерживая дух-шэнь. Левой и правой рукой они удерживали субстанции инь и ян, выдыхали и вдыхали семя-цзин и дыхание-ци.. Мышцы их были едины. Они могли жить бесконечно долго, как небо и земля, ибо таков был их путь, познавший истину. Во время средней древности были люди, достигшие просветления. Они были чистыми в своих внутренних усилиях, целостными в своем движении по пути-Дао. Они хранили единство гармонии с субстанциями инь и ян. Действовали, сообразуясь с четырьмя стадиями временного цикла. Копили семя, сохраняли в целости дух-шэнь. Путешествовали свободно между небом и землей, видели и слышали за гранью восьми пределов. Такие люди доживают до предельного срока предназначенных им лет, но остаются сильными. В конце концов, они также прозревают высочайшую истину, достигая совершенства. После них идут совершенномудрые шэн-жэнь, которые пребывают в гармонии между небом и землей, следуют законам движения восьми ветров. Они сообразуются с желаниями и страстями, бытующими в народе, не таят раздражения и гнева в сердце своем. Такой человек действует, не стремясь уйти от мирских забот. Он носит обычную одежду, но в своих поступках не руководствуется вульгарными нравами. Во внешней сфере он не утомляет телесную оболочку. Во внутреннем мире он не беспокоит себя размышлениями. То, что должен сделать, он совершает посредством сохранения безмятежного покоя. Работа его заключается в возврате к самому себе. Тело его не разрушается, семя-цзин и дух-шэнь не рассеиваются. Такой человек тоже способен прожить сто лет. После совершенномудрых по иерархии идут мудрые люди сянь-жэнь. Они руководствуются схемой взаимодействия неба и земли, воплощают образы Солнца и Луны, разбираются в положении звезд и созвездий, знают прямую и обратную последовательность смены знаков субстанций инь и ян. Они способны различать характеристики четырех стадий временного цикла. Если следовать заветам глубокой древности, когда люди не отошли еще от истинного пути, то тоже можно продлить срок жизни и достичь предельного долголетия.

В трактате Хуанди (2697 - 2597 до н. э.) встречаются первые описания практики столбового стояния Чжан Чжуан:

Кости представляют собой обиталище костного мозга, и если человек не способен долго стоять, а когда делает шаг, то дрожит и падает, это значит, что кости у него в очень плохом состоянии. Если человек приобретает силу, значит, состояние его здоровья улучшается, а если он теряет ее, значит состояние его здоровья ухудшается. Если имеет место нарушение последовательности четырех стадии временного цикла, тогда лучше всего избыточное состояние организма, а состояние недостаточности приводит к расходу крови и дыхания-ци. Если есть избыточность, то недостаточность являет собой семя-цзин, а если есть недостаточность, это значит, что в состоянии избыточности произошел чрезмерный расход. Если субстанции инь и ян перестают гармонировать друг с другом, то такое заболевание называется гуань-гэ или «закрытость-препятствие». Говорится, что при слабом организме нельзя долго стоять, и если встать после долгого сидения, тогда зрение затуманится, не сможешь ясно видеть. Это значит, что субстанции инь и ян находятся в неустойчивом состоянии, и у них нет контролирующей опоры, а потому, когда начинает развиваться дыхание-ци осени, первый иней ложится на землю, гибнут десять тысяч сущностей, а, следовательно, внутри истощаются субстанции инь и ян. Потому и говорится, что зрение затуманится, не сможешь ясно видеть.

В Даодэцзин (книга основоположника Даосизма - 6 век до н.э) написано о Дао природы. Один ученик спросил у Чжуан Цзы (ученик Лао Цзы):

Как прийти к природе Дао?
Чжуан Цзы ответил: Стой без движения, наблюдая все таинственные изменения, которые происходят беспрерывно и бесконечно.

Сократ - древнегреческий философ, мудрец, мистик, а также специалист в единоборствах часто оставался неподвижным в одной позе "от зари до зари", "неподвижный и прямой как ствол дерева" - говорили про него ученики. Платон говорил, что это была излюбленная практика Сократа для совершенствования

Генерал Юэ Фэй, один из великих китайских полководцев 12 века, был мастером Ушу. Разработал специальные практики для солдат, основанные на статических позициях и медленных движениях - положив основы Ицюань

Методы практиковались в тайне и передавались из поколения в поколение. В 18 веке школа Син-и-цюань стала выделять в своей практике "стояние столбом". В частности позиция Саньтиши - одна из основных позиций стиля. Ван Шуцзин (1905 - 1981 г.г) мастер Багуа и Син-и в 1925 году тренировался у Ван Сянчжая

 

В конце 19 века, величайший мастер син-и-цюань Го Юншэнь обучает нескольких студентов неким тайным принципам син-и. Среди них был и молодой Ван Сянчжай.