Анджей Калиш «И-Цюань: метод Яо Ченгуана»

| Печать |

Содержание

От автора
О принципах изучения и-цюань
О чжан чжуан
О ши ли
О моца бу
О фа ли

От автора

Обучаясь у мастера Яо Ченгуана, мне посчастливилось неоднократно слушать его объяснения по поводу различных вопросов, касающихся и- цюань. Его определения и описания были всегда очень точны и имели прямое отношение к практике. С одобрения мастера Яо Ченгуана и основываясь на его учении, я подготовил эту работу.

Эта книга состоит из двух частей: Часть 1 – о принципах изучения и-цюань, чжан чжуан, ши ли, моца бу и фа ли. Часть 2 – о ши шенг, туи шоу, сан шоу, практике деревянного посоха, и-цюань сегодня и в будущем.

Я надеюсь, эта книга будет ценным введением в и-цюань.

О ПРИНЦИПАХ ИЗУЧЕНИЯ И-ЦЮАНЬ

ЧЕСТНОСТЬ, ПРАВДИВОСТЬ, ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД

Мастер Яо Ченгуан считает и-цюань наукой. Изучая и-цюань, подтверждая старые концепции и создавая новые, нам следует придерживаться научного подхода. Мы должны овладевать и-цюань и продолжать его развитие, рассматривая и-цюань как единое целое, не фокусируясь только на одной его части.

НАУЧНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ И-ЦЮАНЬ

В последние годы в кругах практикующих и-цюань появились люди, разглагольствующие об испускании чи, о бесконтактном нанесении ударов сопернику, о сверхъестественных способностях. Есть также люди, рассуждающие о «восемнадцати боевых методах», «тридцати шести методах» и каких-то «абсолютных приемах». Согласно мастера Яо Ченгуана, и-цюань – это искусство и наука, основанная на фактах, подтверждаемых практикой. С самого начала развития и-цюань его главной идеей  стало избавление от ложных представлений и суеверий одновременно с  поиском научно обоснованных  практик. Все главные принципы, такие как «расслабление и напряжение», «взаимоотношения движения и не-движения», «одновременно толкать и тянуть», «единство накопления и выпускания», «сила в направлении, противоположном движению», «вместе использовать переднюю линию и диагональ», «мягкое и твердое помогают друг другу», «вперед и назад», «одиночное и двойное», «легкое и тяжелое» и т.д., основаны на концепции диалектического единства противоположностей.

Даже такие великие мастера в истории и-цюаня, как Ван Сяньчжай и Яо Цзунсюнь не испускали чи, не поражали противника, не касаясь него, и не демонстрировали сверхъестественные способности. Пропаганда таких идей делает и-цюань загадочным и таинственным. Эти представления противоречат принципам и-цюань, потому что они отрицают физику человеческого тела. В соответствии с законами механики, если к телу не приложена внешняя сила, тело остается в неизмененном состоянии – состоянии неподвижности, или продолжает свое движение, не меняя скорость. Если в состоянии тела происходят изменения, это является результатом приложения силы.  Когда мы говорим о силе, мы подразумеваем взаимоотношения тел. Основой туи шоу является контакт рук и отношения сил, используемых обоими партнерами. Тогда становится возможным применение многих физических принципов, таких как рычаг, сумма сил, винтовое движение и т.д.

Ван Сяньчжай сказал: «Ни один метод не является основой боевых искусств, если бы такой метод и был, это должна быть пустота». Ценность любого боевого искусства определяется его принципами, а не тем, как выглядит его внешняя форма. Это похоже на монеты: у нас есть монета достоинством в 1 фен, 2 фен, 5 фен. Нет смысла чеканить монеты по 3 фен, 4 фен или 8 фен. Метод боевых искусств – это «одно действие превращается в сотни, сотни основываются  на одном». Т.е. метод и-цюань – это метод принципов, это «великий объединенный метод», метод развития наших естественных способностей. Это не поверхностный набор каких-то приемов. Ван Сяньжай говорил: « Все эти формы и приемы породили поколения боевых искусств». В и-цюань просто нет места для  «восемнадцати боевых методов», «тридцати шести методов» и других «абсолютных приемов».

Подобные «мистические концепции» и «абсолютные приемы» появляются, потому что люди, пропагандирующие их, не прошли систематическое обучение и практику и-цюань как целостной системы. Они пытаются скрыть недостаток знаний и понимания и-цюань за разговорами об «абсолютных приемах» и о чудесном, сверхъестественном, чтобы о них думали как об очень продвинутых людях, чей уровень знаний значительно превосходит нормальное понимание.

Студенты часто спрашивают Яо Ченгуана об учителях, которые держат свои знания в секрете. Яо считает, что учителя, которые ведут себя таким образом, просто не обладают настоящими знаниями и умениями. Такие люди мало что могут предложить своим ученикам, а то, что у них есть, не бывает действительно глубоким. Поэтому они боятся, что если они расскажут своим ученикам все, что они знают,  у них больше ничего не останется. Из-за этого они и предпочитают загадочность и туманность. Яо Цзунсюнь говорил: «Я открываю свою сокровищницу для всех вас, а вы постарайтесь взять оттуда как можно больше». И-цюань не есть что-то загадочное. Но в то же время изучить его нелегко. Даже если у студента есть возможность заниматься у хорошего учителя, результаты обучения зависят также от способности студента к пониманию, от его характера, настойчивости, храбрости, физической подготовки и т.п.  Даже если учитель старается научить ученика всему, что он знает сам, не факт, что студент сможет все понять и всем овладеть. Так что если учителя будут скрывать свои знания, как будет развиваться у-шу?

Мастер Яо Ченгуан всегда подчеркивает, что и-цюань – это наука. Занимаясь наукой, мы не можем позволить себе высокомерие и нетерпение. Нам нужно серьезно относится к  своим занятиям, не заставляя людей считать и-цюань чудом и не придерживая знания только для себя. Изучающие и-цюань не должны  поддерживать некоторые заблуждения, но должны придерживаться научно-исследовательского подхода, соединяя практику с теорией. Занимаясь боевым искусством, вам следует понять его принципы. Только тогда вы можете добиться реального прогресса. Только тогда возможно дальнейшее развитие и-цюань.

ИЗУЧЕНИЕ И-ЦЮАНЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАУЧНОЙ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ

«Наука, система, строгость, стандарт» - вот принципы, которыми руководствуется мастер Яо Ченгуан в преподавании. Он считает, что изучение и-цюань должно базироваться на научных понятиях, на систематической программе занятий, строгих требованиях и стандартных позах, чтобы студенты могли постепенно приобретать знания всей практики и теории и-цюань, идти  от простого к сложному, от поверхностного к глубокому. У студентов должна быть возможность следовать ясным путем, развивая правильные реакции и движения. Изучение и овладение некоторыми навыками основывается на создании соответствующей системы реакций. Многократный повтор упражнений укрепляет реакции и вырабатывает определенные навыки. Без принципа «наука, система, строгость, стандарт» развиваются неправильные реакции, что может  затруднить или даже сделать невозможным овладение некоторыми навыками.

Мастер Яо Ченгуан давно перестал учить по старинке – показывая что-то без объяснений. Он применяет современную методику, соединяя практику с теорией, пошагово ведя студента к более высоким уровням, используя стандартную демонстрацию с живым объяснением, и таким образом облегчает изучение и-цюань. По словам мастера Яо, чжан чжуан, ши ли, фа ли и другие базовые тренировочные методы суть просто различные формы следования и развития хун-юань ли. Т.е. ключевой момент во всех этих тренировках – это деятельность сознания. После тренировки базовых методов в программу обучения вводится боевая практика, при этом условия ужесточаются,  и продолжается следование и развитие хун-юань ли. Студенты занимаются бегом, прыжками, фа ли, туи шоу, сан шоу, развивают физические показатели, улучшают выносливость, скорость, координацию.

И-цюань подчеркивает важность практики. Проверка боевых умений – это конечный показатель эффективности тренировочных методик. Выработка боевых способностей и навыков – это результат улучшения функционирования нервной системы, улучшения физического и ментального состояния, овладения навыками и стратегией боя. В изучении и-цюань нет коротких путей. Единственно возможный короткий путь – это: правильная методика+хороший учитель+способности к пониманию+храбрость+физические данные+усердная работа.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГИХ ИСТОЧНИКОВ

Яо Ченгуан говорит, что, занимаясь и-цюань, вы должны контактировать с изучающими другие боевые искусства, чтобы знать их способности и умения и брать у них все ценное. Не стоит уподобляться лягушке в колодце, которая видит только маленький кусочек неба. Когда Ван Сяньчжай познакомился с западными боксерами, он заметил, что бокс – очень практичен и научен, поэтому он очень многое позаимствовал у бокса. Позже, благодаря стараниям ЯоЦзунсюня, тренировочная система и-цюань получила дальнейшее развитие. Мы начали пользоваться боксерскими грушами, перчатками и другим защитным снаряжением. Тогда многие люди в китайских боевых искусствах критиковали эти перемены. Но наука должна развиваться всегда. А развитие означает избавиться от старого, впитать новое из многих источников и создать новые концепции и методы. Практика доказала правоту Яо Цзунсюня, осуществившего эти изменения. Введение груш приблизило отработку ударов кулаком к боевым реалиям. Перчатки и другая защита позволили наносить более сильные удары и проверять методику тренировок, не опасаясь травмы партнера. Это обогатило тренировочную систему и-цюань, сделав боевую подготовку более эффективной, и  стало прорывом в истории китайского у-шу.

Некоторые любят рассуждать о «тренировке сухожилий и костей»1. Как полагает мастер Яо Ченгуан, это ранняя и незрелая концепция Ван Сяньчжая, относящаяся к первому периоду развития и-цюань. В более поздний период Ван никогда не упоминал эту концепцию. «Нет предела развитию боевому искусству, как можно говорить о великом совершенстве?» Все великие мастера посвятили свои жизни поискам и совершенствованию, впитывая новое, отбрасывая неверное, постепенно развивая свои системы. Их взгляды менялись, различаясь в раннем, среднем и позднем периодах их жизни. Более поздние учения являются более зрелыми. Но до сих пор находятся люди, ратующие за ранние взгляды Ван Сяньчжая. Это очевидное следствие их незнания и непонимания истории и-цюань и процесса его развития. Действительно, эти ранние концепции Вана были очень популярны в свое время, на определенном этапе развития у-шу. Но в процессе эволюции от некоторых идей нужно отказываться. Это справедливо как для общества в целом, так и для боевых искусств. Сегодня на полях сражений применяются высокие технологии. Если бы мы предпочли использовать копья и алебарды, только потому что это наша драгоценная традиция, было бы несложно предсказать результат такой битвы. Боевые искусства должны развиваться творчески, в соответствии с требованиями времени и современных знаний. За последние годы были подготовлены правила соревнований по и-цюань, туи шоу и сан шоу. Благодаря поддержке Китайской Ассоциации У-шу такие соревнования уже были проведены. Это был наш следующий шаг. Теперь мы ожидаем появления и-цюань на международной арене.

Мастер Яо Ченгуан говорит, что теперь наступил решающий момент в развитии и-цюань. Ван Сяньчжай и Яо Цзунсюнь были предтечами этой науки. Мы должны продолжать их работу. Будем надеяться, что те, кто занимаются и-цюань, будут думать не только о собственной выгоде, представляя и-цюань как какую-то мистическую систему, но сохранят честное отношение, занимаясь глубокими исследованиями, сотрудничая с другими, внося достойный вклад в развитие и-цюань.

  1. И-цюань, который мы практикуем, основан на представлениях, разработанных Ван Сяньчжанем в поздний период. Мы не рассматриваем классические концепции, такие как чи или ней чжин (внутренняя сила), как не имеющие отношения к биомеханике, но считаем их старым способом описания функционирования тела и отношений между сознанием, нервной системой и движением. Поэтому нет причин разделять тренировку на две части: тренировку сухожилий и костей» и «тренировку чи» (от А.Калиша).

О ЧЖАН ЧЖУАН

Мастер Яо Ченгуан часто повторяет слова своего отца: «Когда вы поймете суть чжан чжуан, вы поймете половину и-цюань». Чжан чжуан – это метод, который вводит студентов в мир и-цюань.

Важнейший элемент чжан чжуан – это деятельность ума, использование ментальных образов. Любое движение человеческого тела является результатом работы мышц, прикрепленных к суставам, и костной системы, и управляется нервной системой. Нервная система, в свою очередь, контролируется сознанием. Поэтому деятельность ума чрезвычайно важна. Практический навык напрямую связан с овладением этой деятельностью. Но если вы озабочены только состоянием своего сознания, игнорируя форму, ваше боевое искусство превратится в башню без фундамента. Истинный путь чжан чжуан – это соединение деятельности ума с правильной позой. Слова Ван Сяньчжая «ищите только наполненности духа и ума, а не сходства формы» уместны для практики высокого уровня. Начинающим нельзя следовать им слепо.

В чжан чжуан ум сфокусирован, тело расслаблено, дыхание естественное. В соответствии с целью и эффектами практики, чжан чжуан можно разделить на две группы: ян-шень чжуан (оздоровительные позы) и чжи чжи чжуан (боевые позы).

Основная цель ян-шень чжуан – культивация расслабления духа и тела (она основана на принципе «расслабить, но не распустить») с помощью положительных мыслеобразов. Достигаются следующие результаты:

После того как вы разовьете ощущение расслабления в ян-шень чжуан, вы должны сделать следующий шаг, переходя к чередованию расслабления и напряжения в чжи чжи чжуан. С точки зрения и-цюань расслабление и напряжение – главная пара противоположностей, которая составляет двигательные функции человеческого тела. Сила, скорость, координация, выносливость и другие физические показатели – все в какой-то мере имеют отношении к соотношению расслабление-напряжение. Главная идея практики и-цюань – овладеть и эффективно использовать расслабление и напряжение. И это относится не только к телу, но и к уму, что даже более важно.

Целью чередования расслабления и напряжения является развитие всей системы противодействующих сил. Или, иными словами, развитие хун-юань ли, холистической силы. Сначала мы сосредотачиваемся на своем теле. После развития некоторых базовых  навыков мы уделяем больше внимания ощущениям противодействующих сил между телом и окружающим его пространством и объектами. И, наконец, эти силы объединяются – мы достигаем высокого уровня координации между умом и телом, телом и его окружением. Это единство достигается через практику мо чжин (поиск силы).

Поиск силы означает, что в соответствии с принципами удобства, гармонии инаполнения, вы испытываете ощущение силы, чередуя расслабление и напряжение. В начале вы делаете это медленно и мягко. Не должно быть избыточного напряжения, равно как и избыточного расслабления. Избыток расслабление делает силу вялой. Избыточное напряжение делает ее жесткой. В обоих случаях вы теряете живость и проворство, ваши реакции замедляются, фа ли утрачивает взрывчатость, и вы быстро устаете. Методы активации ума используются в зависимости от уровня студента в мо чжин.

Основные этапы мо чжин в чжи чжи чжуан:

В мо чжин нужно уделять внимание следующим вопросам:

В мо чжин мы начинаем с определенного порядка. Затем мы переходим к изменениям в порядке, а затем к отсутствию порядка. Сохраняйте концентрацию и живость реакции. Вы готовитесь к реагированию в боевых условиях – вы должны быть готовы прореагировать соответственно своим ощущениям в любой момент, при любых условиях.

Существуют разные позы чжи чжи чжуан. Акценты в них расставлены по-разному Это связано с тем, что во время боя могут возникать различные ситуации. Хун-ян чжуан – это, по существу, базовая подготовительная боевая  поза – это стадия «накопления силы», до того как вы выпустите ее вперед. Ладони направлены вперед, как будто обнимают что-то, существуют 3 части расширения силы и 7 частей принимания силы. В пинбао чжуан ладони направлены вниз – это поза, через которую вы двигаетесь из хун-ян чжуан, когда вы выпускаете силу, надавливая вниз и поворачивая руки наружу. В ченг-туо чжуан ладони смотрят вперед и вверх – это позиция рук, когда вы посылаете силу вперед. Мы также толкаем и тянем, расширяем и поднимаем. В гу-гуа чжуан важно тянуть назад, и в то же время сила должна направляться вперед. Нъяо-нанфей чжуан – это продвинутая форма чжи чжи чжуан. В этой форме  акцент стоит на тренировке быстроты реакции. Частота смены расслабления и напряжения очень высока. Фуху чжуан и ксянлонг чжуан помогают развить силу ног и подготовить вас к реакциям на нетипичные ситуации в бою. Так, если во время боя вы окажетесь в низкой позиции, и ваше тело будет скручено, вы все равно сохраните способность проворно ступать и свободно выпускать силу. Дули чжуан относится к выпусканию силы ногами, она подготовит вас к практике нанесения ударов ногами. Сидячие позы помогают развивать способность действовать в нетипичных ситуациях, когда у вас нет опоры под ногами («укоренение»).

Хун-ян чжуан – самая базовая поза чжи чжи чжуан. Когда у вас появится осознание хун-юань ли, вы можете начинать практиковать пинг-бао чжуан, ченг-туо чжуан, гу-гуа чжуан, ньяо-нанфей чжуан  и т.д. Когда вы овладеете основами  выполнения стоячих поз, можете начинать осваивать низкие и сидячие позы. Нужно уделять внимание и время всем позам, чтобы развить способности к действиям в различных и быстро изменяющихся ситуациях. Можно выбрать одну-две и сконцентрировать на них свои усилия. Но не забывайте отрабатывать и другие позы.

Идея чжан чжуан состоит в том, что использование соответствующих форм деятельности сознания и выполнение мо чжин  развивает и укрепляет хун-юань ли – силу, сбалансированную во всех направлениях. Цель чжи чжи чжуан – поиск и развитие хун-юань ли. Хун-юань ли – это ядро всей тренировочной системы й-цюань.

О ШИ ЛИ

Когда у вас появятся ощущение и опыт обретения хун-юань ли, нужно будет уделить больше внимания также практике ши ли.

Мастер Яо Ченгуан говорит, что если  чжан чжуан – это основа, то ши ли – это решающий метод.

У практики ши ли широчайший диапазон и высочайший уровень сложности. В тренировочной системе и-цюань ши ли служит мостом, соединяющим основы и продвинутую подготовку. Боевые способности зависят от тренировок ши ли. Осваивая и-цюань, необходимо усиленно заниматься ши ли.

Зачем нам нужно практиковать ши ли? В чжан чжуан вы развиваете и укрепляете хун-юань ли в относительно статичных позициях. Обычно, когда вы начинаете двигаться, ощущение полноты хун-юань ли исчезает. Только после того, как вы вновь отрегулируете позу и активность ума, это чувство появляется вновь. Яо Цзунсюнь сказал: «Нельзя говорить о настоящих боевых навыках, если вам недостает хун-юань ли. Но применяя только позы чжан чжуан, тоже невозможно сражаться.  Хун-юань ли, развитый благодаря чжан чжуан, должен сохраняться в движении.  Вы должны уметь использовать его в быстро меняющихся движениях. Процесс перехода от статической позы к движению осуществляется через практику ши ли.»

Основная идея ши ли заключается в том, чтобы с помощью соответствующей деятельности ума продолжать развитие и усиление хун-юань ли в ситуациях, когда тело двигается. Т.е. когда положение тела меняется, вы все равно чувствуете эту объединенную, полную силу, и вы можете ею свободно пользоваться. Таким образом, вы создаете условия для выпускания силы в любой момент в любой ситуации. Ши ли – это также способ проверить качество практики чжан чжуан. Качественный чжан чжуан служит основой для качественного ши ли.  Чжан чжуан взаимосвязаны и влияют друг на друга. Ши ли – это форма расширения чжан чжуан в пространстве.

Когда вы начинаете практиковать ши ли, нужно руководствоваться принципами естественного, мягкого, медленного, расслабленного, тонкого. Ощущение силы во всем теле должно быть равномерным и объединяющим. Кости поддерживают, суставы расслаблены и гибки, мышцы расслаблены и растянуты, вы «расслаблены, но не расслаблены». Вы ощущаете движение своего тела сквозь окружающий вас воздух, тонкое, как разматывающаяся шелковая нить. Когда что-то движется, в вас возникает ощущение движения всего тела – «когда движется часть тела, не остается части, которая бы не двигалась». Постепенно движение становится более тонким, вы становитесь концентрированней и внимательней, намерение и сила не разорваны, все тело двигается естественно.

Неважно, чжан чжуан  это, или ши ли, когда вы начинаете практиковать, не должно быть спешки. Для и-цюань важен дух, ум, ощущения. Когда движения быстры, ум нетерпелив, вы не чувствуете движения в какие-то моменты, то воздействие практики огрубляется, что отрицательно влияет на развитие хун-юань ли. Поэтому вначале нужно практиковать медленно – чем медленнее, тем тоньше и легче будет развиваться хорошая координация ума и тела.

Поскольку кисти  рук обладают большой чувствительностью, в начале практики ши ли  вы можете концентрироваться на руках. Затем нужно добиться тех же ощущений в других частях тела, пытаясь всем телом «распробовать» ши ли в медленных, мягких, тонких движениях.

В ши ли, независимо от того,  какое движение и какая деятельность ума используются, при движении вперед у вас должно возникать ощущение некоторой силы, направленной назад. Когда вы двигаетесь назад,

вы должны чувствовать силу, направленную вперед. То же самое относится к движению вверх и вниз, вправо и влево. В этом заключен смысл слов: «сила в направлении, противоположном движению». Цель состоит в развитии ощущения противодействующих сил в различных ситуациях с тем, чтобы вы могли заложить основы для выпускания силы согласно своим ощущениям во время боя.

Существуют несколько форм практик ши ли:

Когда движения естественны, координированы, можно начинать свободно менять последовательность  шагов вперед и шагов назад. Например, вы можете делать один шаг вперед, одни назад, один вперед, два шага назад и т.п. Через некоторое время можно пробовать шагать в разных направлениях, меняя позы и траекторию движения, избегая строго определенного порядка.

Когда в тонком, медленном движении у вас появляется ясное ощущение хун-юань ли, вам нужно «опустить забрало», сменив медленное движение на более быстрое, большое – на меньшее. Иногда можно практиковать медленнее, иногда быстрее. Иногда вы можете делать длинные движения, иногда – короче. Потом нужно менять порядок и ритм в рамках одного упражнения. В бою не получится сначала подготовиться к одному движению, а затем выполнить его,  необходимо уметь изменяться в зависимости от обстановки. Поэтому во время тренировки следует сохранять ощущение непрерывности, но нужно менять ритм, делая также перерывы. Вы должны развить в себе готовность выпускать силу в любой момент в соответствии с ситуацией. Таково требование единоборства.

Когда вы достигаете высокого уровня ши ли, независимо от изменений, вы всегда сохраняете чувство наполнения «комфортной силой». Чего достигает ум, того достигает сила – между умом и силой нет разницы. В конце концов даже концепция ши ли теряет свое значение – вы достигаете стадии естественной силы.

Яо Цзунсюнь сказал: «Вы должны уподобиться флагу на ветру, рыбе в реке. Невозможно предсказать, в какую сторону развернется флаг – когда дует ветер, он реагирует. Рыба как будто слегка движется, но на самом деле ее двигает река».

О МОЦА БУ

Для боя очень важна способность контролировать дистанцию. Она основывается на хорошей работе ног. Как объясняет мастер Яо Ченгуан, в бою противники движутся постоянно, расстояние между ними меняется. Чтобы защитить себя и эффективно атаковать, нужно использовать шаги, менять дистанцию и свою позицию относительно противника. Хорошая работа ног должна быть точной, пружинистой и проворной. Необходимо сохранять доминирующую позицию и способность эффективного применения силы в любой момент боя. Все атакующие и защитные движения коренятся в шагах. Шаги, о которых мы говорим, отличаются от обычной ходьбы или бега, равно как и от спортивного бега или прыжков. Это очень специфический способ передвижения. Поговорка гласит: «Лучше показать 10 способов выпускания силы, чем один способ ходьбы». И еще: «Когда руки и ноги приходят одновременно, сражаться несложно».  Эти традиционные высказывания объясняют важность шагов для единоборств.

Базовая практика шагов в и-цюань называется моца бу. «Моца» означает «трение». Когда вы практикуете шаги, ваша нога движется над землей, но вы представляете, что она трется о землю, и вы чувствуете некоторое сопротивление. Моца бу можно описать, как ши ли для ног.

Когда вы начинаете тренировать моца бу, нужно помнить о принципах естественного, мягкого, расслабленного, тонкого. Необходимо использовать деятельность ума. Сила всего тела должна восприниматься как объединенная и уравновешенная. В ситуациях, когда ваши ноги двигаются, вы все равно сохраняете ощущение хун-юань ли. Разумеется, одновременно осуществляется соответствующая работа верхней части тела. Движение всего тела объединяется согласно традиционному принципу: «Когда движется верх, низ естественно следует, когда движется низ, верх естественно ведет».

Когда вы начинаете упражнения моца бу, вы стоите прямо. Вы сконцентрированы, следя за какой-то целью вдалеке перед собой. Колени слегка согнуты. Руки по бокам туловища, ладони на некотором расстоянии от тела, как будто лежат на балюстраде, чтобы было легче поддерживать равновесие (конечно, это существует только в вашем воображении, руки не надо никуда класть). Можно начинать с шага левой ногой. Представьте, что вы вытаскиваете свою левую ногу из грязи (тело тащит ногу), старясь не оставить свою левую туфлю в грязи.

Вообразите, что ваше колено тянут вверх за веревку, и это помогает вытащить ногу из грязи. Центр стопы как будто находится на маленькой деревянной катушке. Вы медленно катите катушку вперед своей ногой. В то же самое время у вас есть намерение откатить ее назад. В и-цюань вам нужно развивать намерение одновременного применения силы в противоположных направлениях. Пока ваша левая стопа движется вперед, ваше левое колено почти выпрямляется (никогда не выпрямляется полностью), и вы перемещаете свою стопу на два фута налево (около 20 см). Сначала поставьте переднюю часть стопы. Затем постепенно смещайте вес на левую ногу. Выполняя это движение, вы медленно опускаете свою левую пятку. Левое колено слегка сгибается. Когда вес приходится на левую ногу, начинайте тянуть «из грязи» правую ногу. Требования остаются теми же. Так же практикуют шаги назад.

Это движение можно описать словами: поднять, перешагнуть (это означает также, что надо немного выпрямить опорную ногу, надавливая ступней), наступить, сжать. Поднятие относится к колену. Вы перешагиваете, когда перемещаете ступню над землей. Наступить – это намерение, когда вы ставите ступню вниз. Сжатие означает, что вы чувствуете вогнутость в центре своей ступни.

Когда вы овладеете основами, можно перейти к более продвинутому варианту упражнения. Когда передняя (левая) нога перекатывает катушку вперед, вы должны поддержать это движение силой своей задней ноги и всего тела. Когда колено почти выпрямится, и вы отведете ступню приблизительно на 20 см в сторону, продолжайте катить ее вперед, поддерживая задней ногой и всем телом. Шаг правой ногой выполняется так же. Практикуются также шаги назад. Шаги можно делать длиннее – это называется большой шаг. Это упражнение укрепляет ноги. Вам следует разучить короткие и длинные шаги, чтобы быть способным адаптироваться к любым боевым ситуациям. Практика больших шагов связана с длинным и низким вариантами чжи чжи чжуана, который тоже помогает усилить ноги и улучшить устойчивость.

В моца бу вам следует обратить внимание на следующие вопросы:

Ван Сяньчжай сказал: «Шаги определяют позицию. Но шаги также делают позицию неопределенной. Когда передняя нога двигается, задняя следует за ней. Позиции передней и задней ног предопределены естественным образом. От шага вперед переходите к шагу назад. От шага назад переходите к шагу вперед. От шага вперед делайте шаг назад, который сменится шагом вперед. От шага назад делайте шаг вперед, который станет первой частью шага назад. Пусть не будет определенных позиций».

Когда вы некоторое время потренируете шаги вперед и назад (включая большие шаги), получите опыт и приобретете базу, вам придется изменить порядок и ритм. Вперед или назад, полный шаг или пол-шага, большой шаг или маленький, с постоянной скоростью или с неожиданной сменой темпа. Ваш ум должен быть сосредоточенным и живым. Представьте, что вы делаете шаг вперед, и ваши ступни встречаются с каким-то препятствием. Или вы наступаете, и оказывается, что там яма. Вы должны мгновенно почувствовать изменение в ситуации и отреагировать, остановившись, или убрав ногу и т.п. Ваше намерение – как будто вы двигаетесь по очень тонкому льду. Цель – подготовить вас к бою. Вы должны тренироваться так, чтобы противник не смог просчитать ваше намерение или ритм вашего движения. В быстро меняющихся условиях вы должны сохранять ощущение полноты силы и способность выпускать ее.

О ФА ЛИ

Некоторые люди, которые занимаются и-цюань, имеют очень поверхностное представление об этой системе. Они считают, что практики чжан чжуан достаточно, чтобы полностью развить гибкую, взрывчатую силу всего тела. Мастер Яо Ченгуан говорит, что в бою нельзя полагаться только на статичный чжан чжуан или медленный ши ли. Чтобы выигрывать, необходимо технически грамотно использовать внезапный «взрыв силы». Чжан чжуан, ши ли и моца бу – это базовые тренировочные методы и-цюань. Их цель – развитие хун-юань ли, создание условий для фа ли. А фа ли, в свою очередь, является основой боевых умений. И-цюань – это система тесно связанных между собой тренировочных методов. В тренировочном процессе одна стадия подготавливает вас к следующей, нельзя пропустить ни один этап.

Фа ли – это эффективный способ использовать силу в боевых искусствах и очень важный этап в практике и-цюань. И-цюань основан на изучении методов выпускания силы в различных боевых искусствах. Постепенно был создан его собственный метод практики фа ли.

Основные факторы, способствующие успеху в фа ли, это:

Практикуя фа ли, не забывайте о принципах:  естественный,  расслабленный, единство, координация, скорость, взрывной. Существуют две стадии: накопление и выпускание. Вначале происходит аккумуляция и приготовление к выпусканию. Ум и тело пребывают в состоянии «расслабить, но не распустить» - не должно быть ни избыточного расслабления, ни напряжения. Ум сконцентрированный, живой. В какой-то момент, неожиданно, во взрывной манере вы выпускаете силу какой-то частью своего тела.

Сила, выпускаемая в и-цюань, - это хун-юань ли – сила, сбалансированная и скоординированная во всех направлениях, называемая также холистической, объединенной или консолидированной силой. Консолидация не является чем-то абсолютным. Рассеивание означает избыточное расслабление, вялость, отсутствие или недостаточность ощущения противодействующих сил в направлениях вверх-вниз, направо-налево, вперед-назад и отсутствие гармонии между ними. Фа ли становится медленным, жестким, нескоординированным. Консолидация, объединение означает использование всех сил тела, которые могут быть использованы, «на поверхности и глубоко внутри» - происходит неожиданное, мгновенное сокращение. За коротким напряжением сразу же следует расслабление, чтобы стало возможным следующее выпускание силы. Расслабление (но не распускание) есть накопление силы, а напряжение (но не жесткость) – выпускание силы. Чередование расслабления и напряжения представляют собой процесс фа ли. Чем выше темп смены расслабления н напряжения, тем выше качество фа ли. Вань Сяньчжай сказал: «Расслабление и напряжение, напряжение  и расслабление до нужной степени, пустота и наполнение, наполнение и пустота берут начало друг в друге». Во время очень быстрого выпускания силы действуют многие виды сил и различные физические принципы, например, объединенная сила гибкости, сила винта, треугольник сил, рычаг, диагональная поверхность и т.п.

Фа ли – это итог базовой подготовки (чжан чжуан, ши ли и моца бу). Без базовой подготовки правильная практика фа ли невозможна. Однако некоторые студенты, прошедшие такую подготовку,  все равно не в состоянии выпускать силу должным образом:

В основном это результат пробелов в практике базовых методов и недостаточного понимания требований фа ли.

Поэтому, отрабатывая фа ли, обязательно помните о следующем:

Выпускание силы может осуществляться двумя способами: как удар и как толчок. Нанося удар, сила концентрированно работает против тела оппонента на короткой дистанции, в течение очень короткого времени. Чем меньше поверхность контакта, тем больше поражающая сила. Такая сила не сдвинет противника с места, но нанесет травмы. При толчке время и дистанция применения силы возрастают. Поверхность контакта тоже увеличивается. В этом случае возможны  движения тела оппонента, но не серьезные травмы.

Практику фа ли можно начинать с одиночных движений в фиксированной позиции. Затем можно перейти к выполнению этих движений с шагами и в разных направлениях. Через некоторое время переходите к стадии свободного фа ли, когда вы по порядку смешиваете все виды силы с разными частями тела. Вы выпускаете силу туда, где появляется (воображаемый) контакт. Вы можете менять ритм, замедляя движения или ускоряя их, иногда движения могут быть длиннее или короче, иногда вы выпускаете силу фронтально или диагонально, так, чтобы в различных ситуациях вы могли выпустить объединенную силу. Ваше ментальное состояние: «Когда есть контакт с противником, ваше тело неожиданно превращается во взрывающуюся бомбу». Но даже тогда вы не сможет сказать, что овладели фа ли. Фа ли нужно проверять и развивать в практике толкающих рук и практике свободного боя. Необходимо постоянно анализировать свою практику и улучшать свой фа ли.

От переводчика:

Первоначально запланированный в виде маленькой брошюры, этот текст стал частью большой книги, опубликованной в Китае в 2005 г.

Перевод с китайского: Анджей Калиш

По материалам сайта: http://yi-quan.ru